Дополнительно. Компетентные органы при применении закона, в отдельных случаях сталкиваются с отсутствием в действующих законах необходимых юридических норм

Компетентные органы при применении закона, в отдельных случаях сталкиваются с отсутствием в действующих законах необходимых юридических норм. Если в уголовном законодательстве действует правило «нет преступления и нет наказания, если нет закона», то в других отраслях права суды не вправе отказать в правосудии при отсут­ствии конкретного закона. Отсутствие в действующем законодательстве необходимой юридической нормы права называется пробел в праве.

В русском языке слово «пробел» имеет два значения. В прямом смысле пробел – это пустое, незаполненное место, пропуск (например, в печатном тексте), в переносном - упущение, недостаток. При этом упущение понимается как не­исполнение должного, недосмотр, ошибка по небрежности, а недостаток – как несовершенство, изъян, погрешность или неполное количество чего-либо.

Пробел в праве в широком смысле представляет собой отсутствие правовой нормы, регулирующей определенные общественные отношения. Фактически это тот случай, когда нет ни закона, ни подзаконного акта, ни обычая, ни прецедента.

Пробелы в законодательстве существуют вследствие двух основных причин:

- появления новых общественных отношений, которые в момент принятия закона не существовали и не могли быть учтены законодателем;

- упущения при подготовке актов.

Пробелы бывают действительными и мнимыми. Действительный пробел имеет место при отсутствии юридической нормы, регулирующей такие общественные отношения, которые по своему характеру являются правовыми. Когда же речь идет об отсутствии правовой нормы, регулирующей общественные отношения, по своему характеру не являющиеся правовыми, то говорят о мнимом пробеле. Действительные пробелы подлежат устранению, пробелы мнимые в этом не нуждаются.

По причинам возникновения пробелы делятся на первоначальные и последующие. Первоначальные пробелы могут возникнуть в силу целого ряда причин: недостатков юридической техники, недосмотра законодателя и т. п. Возникновение последующих пробелов обусловлено появлением новых общественных отношений. Если необходимость правового регулирования какой-либо сферы существовала в момент подготовки и прохождения законопроекта, а законодатель по небрежности ее не заметил, пробел именуется непростительным. Непростительным пробел будет и в том случае, если при издании нормативно-правового акта игнорируются правила законодательной тех­ники, в результате чего потребность в правовом регулировании оказывается охваченной нормами неполно. Простительные пробелы имеют место там, где законодатель не мог по каким-то причинам увидеть или предвидеть потребность в правовом регулировании.

В случае обнаружения пробела в праве он ликвидируется (восполняется):

- путем совершенствования законодательства в процессе правотворческой деятельности и издания компетентными органами недостающей или новой правовой нормы (нормативно-правового акта) – обычно длительный процесс, не позволяющий оперативно реагиро­вать на потребности правового регулирования;

- с помощью правоприменительного процесса правоприменителем посредством специаль­ных приемов - аналогии закона и аналогии права (не лучший с точки зрения законности способ, однако оперативный и эффективный в нынешних условиях).

Аналогия закона – это решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанные не на данные, а на сходные, близкие, родственные отношения.

При аналогии закона решающим основанием, предопределяющим возможность применения той или иной нормы, является существенное сходство между теми отношениями, которые прямо не предусмотрены правом, и отношениями, которые урегулированы конкретными юридическими нормами. Причем существенность сходства охватывает и область права (однотипность правового режима).

Необходимость применения данного приема заключается в том, что решение по юридическому делу обязательно должно иметь правовое основание. Поэтому при отсутствии нормы, прямо предусматривающей спорный случай, применяется норма, регулирующая отношения сходные со спорным, которая и используется в качестве правового основания при принятии решения.

В гражданском праве для применения аналогии закона недостаточно отсутствия нормы, прямо регулирующей спорное отношение. Необходимо также отсутствие соглашения сторон и применимого к спорному случаю обычая делового оборота.

Применение аналогии закона возможно в том случае, когда:

а) отсутствует правовая норма, необходимая для принятия решения по рассматриваемому делу;

б) отсутствует обычай делового оборота, регулирующий дан­ное общественное отношение;

в) отношение не урегулировано соглашением сторон;

г) в законодательстве имеется норма, регулирующая сходные отношения. На основе этой нормы и выносится решение по делу.

Если имеются все вышеперечисленные обстоятельства, но отсутствует норма, регулирующая сходные отношения, то решение принимается по аналогии права.

Аналогия права – это принятие решения по конкретному делу на основе общих принципов и смысла права при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения.

Различают общие принципы права и принципы отдельных отраслей. К общеправовым относятся: принцип равенства всех перед законом, принцип верховенства закона над другими нормативно-правовыми актами, принцип примата (первенства) международного права над внутригосударственным, принцип юридической ответственности за вину, принцип справедливости, принцип демократизма, принцип гуманизма, принцип законности и др. Все общие принципы права обусловлены характером общественных отношений и тесно взаимосвязаны.

Принципы отдельных отраслей, как правило, закрепляются в кодифицированных нормативно-правовых актах и характеризуют наиболее существенные черты конкретной отрасли права. В качестве примера можно привести принципы гражданского права: принцип равенства участников гражданских правоотношений, принцип неприкосновенности собственности, принцип свободы договора, принцип недопустимости вмешательства в частные дела, принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав, принцип восстановления и судебной защиты нарушенных прав.

Принципы права, как правило, закрепляются в нормативном порядке, прежде всего, в Конституции. Поэтому судьи при аналогии права часто ссылаются на соответствующие статьи Конституции. В целом же применение права по аналогии ограничено.

Таким образом, применение аналогии права возможно при наличии двух условий:

- при обнаружении пробела в законодательстве;

- при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения.

Применение аналогии существенно обогащает юридическую практику и может служить основой для развития законодательства.

В уголовном и административном праве аналогия исключается.

Аналогия допустима лишь тогда, когда данный вопрос прямо не урегулирован в законе и законодатель не связывает наступление юридических последствий только с конкретным законом, а вопрос требует юридического решения.

Требования к использованию аналогии

Аналогия разрешена повсюду, где нет специального запрещения и где сам нормодатель не связывает наступление юридических последствий только с конкретным законом. Режим законности диктует ряд требований к использованию аналогии:

1. Решение дела по аналогии допустимо только в случае полного отсутствия или неполноты правовых норм.

2. Сходство анализируемых обстоятельств и обстоятельств, предусмотренных имеющейся нормой, должно быть в существенных, равнозначных в правовом отношении признаках;

3. Выводы по аналогии недопустимы, если она прямо запрещена законом или если закон связывает наступление юридических последствий с наличием конкретных норм.

4. Исключительные нормы и изъятия из общих законодательных правил могут приниматься во внимание только тогда, когда рассматриваемые обстоятельства также являются исключительными.

5. Выработанное в ходе использования аналогии правоположение не должно противоречить ни одному из действующих предписаний закона.

6. Решение по аналогии предполагает поиск нормы вначале в актах той же отрасли права, и только за неимением таковой возможно обращение к другой отрасли и законодательству в целом.

Поэтому использовать аналогию могут только компетентные органы с соблюдением всех процессуальных норм (с указанием, что решение принято на основании применения аналогии).

Коллизия законов

Противоположностью пробелу является ситуация, когда в процессе применения права обнаруживается не одна, а несколько юридических норм, причем противоречащих друг другу. В таких случаях говорят о коллизии законов. Коллизией законов называется расхождение (или столкновение) содержания двух или более действующих нормативно-правовых актов, изданных по одному вопросу.

Коллизия законов разрешается путем выбора того нормативно-правового акта, который должен быть применен к рассматриваемому случаю. Выбор применяемой нормы осуществляется в соответствии со следующими правилами:

а) если имеется расхождение между актами, изданными одним и тем же правотворческим органом, то применяется акт, изданный позднее (подобное расхождение возможно из-за того, что принятие нового нормативно-правового акта не всегда сопровождается одновременной отменой акта устаревшего, ранее регулировавшего данные общественные отношения);

б) если имеется расхождение между общим и специальным нормативно-правовыми актами, то преимущество отдается специальному акту, при условии, что он не отменен изданным позднее общим актом;

в) если по содержанию расходятся нормы, находящиеся в актах, принятых разными органами, то применяется норма, принятая вышестоящим органом;

г) если по содержанию расходятся нормы федерального и регионального законодательства, то приоритет отдается федеральному нормативно-правовому акту.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: