Правовой режим земельных участков, предоставленных для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства

Крестьянское (фермерское) хозяйство - одна из организационно-правовых форм ведения сельского хозяйства. Оно рассматривается и как одна из форм сельскохозяйственного предпринимательства. Крестьянское (фермерское) хозяйство является субъектом аграрных, гражданских, земельных, финансовых и других правоотношений. Правовое регулирование организации и деятельности таких хозяйств осуществляется Законом Республики Беларусь «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 18 февраля 1991 г., КоЗ (гл.4) и рядом иных законов и подзаконных актов.

В ст. 40 Кодекса земле названы две категории граждан, которые могут получить землю для ведения крестьянского хозяйства. Первая - это члены колхозов и других кооперативов, работники сельскохозяйственных предприятий (кроме сельскохозяйственных предприятий, на землях которых проводятся долголетние опыты), пожелавшие выйти из их состава (уволиться) и вести крестьянское (фермерское) хозяйство. Вторая - это лица, не связанные с сельским хозяйством.

Членам колхозов и других сельскохозяйственных кооперативов, работникам сельскохозяйственных предприятий (кроме сельскохозяйственных предприятий, на землях которых проводятся долголетние опыты), пожелавшим выйти из их состава (уволиться) и вести крестьянское (фермерское) хозяйство, по решению районного исполнительного и распорядительного органа с учетом необходимости создания равных условий хозяйствования предоставляются земельные участки, изымаемые из земель указанных предприятий.

В случаях, когда предоставленный земельный участок имеет меньший размер, чем установлено законодательством (то есть менее 100 гектаров сельскохозяйственных земель), по желанию главы крестьянского (фермерского) хозяйства районным исполнительным и распорядительным органом ему предоставляется дополнительный земельный участок из земель запаса или специального фонда земельного запаса.

Земельные участки предоставляются крестьянским (фермерским) хозяйствам либо их главам, как правило, единым массивом и в первую очередь из фонда перераспределения земель. Размер земельного участка, предоставляемого гражданину Республики Беларусь для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на праве пожизненного наследуемого владения, не может превышать 300 гектаров сельскохозяйственных земель включительно.

Размер земельного участка, предоставляемого крестьянскому (фермерскому) хозяйству для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на праве постоянного пользования или аренды, определяется проектом отвода земельного участка. Указ Президента Республики Беларусь от 3 марта 1998 г. № 95 «О мерах по развитию крестьянских (фермерских) хозяйств и усилению их государственной поддержки» устанавливает, что при организации фермерских хозяйств выделяются участки, пригодные для ведения сельского хозяйства и не требующие значительных затрат на первичное обустройство.

Кадастровая оценка выделяемого земельного участка должна быть, как правило, на уровне средней по хозяйству. При предоставлении земельных участков с оценкой ниже средней кадастровой по хозяйству такому хозяйству устанавливаются налоговые и другие льготы.

Дееспособным гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, основанное преимущественно на личном труде и труде членов их семей, предоставляются по их желанию в пожизненное наследуемое владение или в аренду земельные участки с учетом местных условий и особенностей, специализации и возможностей обработки предоставленных земель. Законодательством Республики Беларусь могут быть предусмотрены отдельные случаи и условия предоставления земельных участков только в аренду.

Для производственных целей граждане, ведущие крестьянское хозяйство, могут дополнительно арендовать земельные участки. Порядок и условия предоставления земель для ведения крестьянского хозяйства определяются законодательством Республики Беларусь.

Некоторые категории граждан имеют преимущественное право на получение земельного участка для ведения крестьянского хозяйства. Такими преимуществами пользуются граждане, проживающие в данной местности, обладающие специальными знаниями и необходимой квалификацией.

Иностранным гражданам и лицам без гражданства, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки передаются в аренду. Конкретные размеры земельных участков граждан, ведущих крестьянское хозяйство, в пределах норм, установленных действующим законодательством, определяют районные исполнительные и распорядительные органы с учетом региональных особенностей, специализации и возможностей обработки предоставленных земель преимущественно личным трудом членов крестьянского хозяйства.

Земельные участки граждан, ведущих крестьянское хозяйство, разделу не подлежат. В этом состоит преимущественная особенность правового режима земель крестьянского (фермерского) хозяйства.

Предоставление земельных участков гражданам, не связанным с работой в сельскохозяйственных предприятиях, для ведения крестьянского хозяйства производится на основании их заявлений по представлению сельского (поселкового) исполнительного и распорядительного органа решением районного исполнительного и распорядительного органа. Эти участки выделяются гражданам, как правило, единым земельным массивом с расположенными на нем водными источниками и лесными угодьями. Таким категориям граждан земельные участки для ведения крестьянского хозяйства предоставляются из земель запаса. При отсутствии или недостатке таких земель создается специальный фонд земельного запаса за счет земель, право пользования и право владения которыми прекращено.

Гражданин, независимо от места постоянного проживания, проявивший желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, подает заявление о предоставлении ему для этих целей земельного участка в сельский, поселковый исполнительный комитет по месту нахождения испрашиваемого участка.

В заявлении указываются:

• форма использования земли - предоставление испрашиваемого участка в пожизненное наследуемое владение или аренду;

• цель использования земельного участка;

• размер и местоположение земельного участка;

• площадь всех земельных участков, уже находящихся в пользовании, пожизненном наследуемом владении, частной собственности, аренде.

К заявлению гражданин должен приложить программу ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Отвод земельного участка физическому лицу для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется без оформления материалов предварительного согласования места его размещения.

Главой крестьянского хозяйства является один из его дееспособных членов, который представительствует в государственных и иных структурах.

Крестьянское хозяйство рассматривается в качестве одной из форм сельскохозяйственного предпринимательства и его отличает следующее. Оно представляет собой сумму трех компонентов: имущественный комплекс, земельный участок и коллектив граждан, объединившихся для сельскохозяйственной и иной деятельности. Закон наделяет крестьянское хозяйство правами и обязанностями, которые ему необходимы для осуществления предпринимательской деятельности.

Крестьянское хозяйство может заниматься всеми видами деятельности, не запрещенными законодательством. Оно вправе заключать договоры, приобретать имущество собственность, продавать сельскохозяйственную продукцию физическим и юридическим лицам, быть субъектом многочисленных имущественных, финансовых и иных отношений.

Имущество крестьянского хозяйства находится у его членов на праве совместной собственности, если законодательством или договором между ними не установлено иное.

В совместной собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства находятся насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь, созданные хозяйством унитарные предприятия и другое имущество, приобретенное для хозяйства на общие средства его членов. Плоды, продукция и доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, находятся в общей собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства и используются по соглашению между ними (ст. 260 ПС).

Особенности правового режима земель крестьянских (фермерских) хозяйств состоят также в следующем. Во-первых, такие земли должны использоваться строго по целевому назначению. Во-вторых, не допускается гражданский оборот земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств. Такие участки наследуются в порядке, установленном земельным законодательством. В-третьих, земли крестьянских (фермерских) хозяйств не подлежат приватизации и передаче в частную собственность.

Права и обязанности крестьянского хозяйства по использованию земли названы в ст. 64 и 65 КоЗ. При продаже имущества крестьянского хозяйства и передаче земельного участка другому гражданину, предприятию или организации по решению местного исполнительного и распорядительного органа землевладелец имеет право на получение от него полной компенсации всех затрат под урожай, а также на улучшение качества земли в соответствии с повышением кадастровой оценки за время владения земельным участком. Порядок и условия возмещения убытков определяются Совмин.

При отказе главы крестьянского (фермерского) хозяйства возглавлять это хозяйство и быть его членом право пожизненного наследуемого владения земельным участком, предоставленным для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, в установленном законодательством порядке с согласия всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства передается одному из членов семьи, ведущему совместно с главой крестьянское (фермерское) хозяйство, или иному трудоспособному лицу, имеющему необходимую квалификацию, опыт работы в сельском хозяйстве, а также имеющему право в соответствии с законодательством Республики Беларусь вести крестьянское (фермерское) хозяйство, с оформлением государственного акта на право пожизненного наследуемого владения землей.

В случае отказа главы крестьянского (фермерского) хозяйства вести крестьянское (фермерское) хозяйство вопрос о дальнейшем использовании земельного участка решается районным исполнительным и распорядительным органом в соответствии с земельным законодательством Республики.

При прекращении крестьянского (фермерского) хозяйства в связи с выходом из него всех членов или по иным основаниям общее имущество подлежит разделу по правилам, предусмотренным нормами гражданского законодательства (ст. 255 и 257 ГК).

Земельный участок, унитарное предприятие и средства производства, принадлежащие крестьянскому (фермерскому) хозяйству, при выходе одного из его членов из хозяйства разделу не подлежат. Вышедший из хозяйства имеет право на получение денежной компенсации, соразмерной его доле в общей собственности на это имущество. При этом доли членов крестьянского хозяйства признаются равными, если соглашением между ними не установлено иное.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: