Труд о всемирном тяготении

[...] Общие идеи, на которых всегда будет основываться научная система.

Вселенная состоит для каждого из нас из двух частей: одна — это Я каждого из нас и другая та, что лежит вне этого Я. Я назову большую часть большим миром и мень­шую часть — малым. Между большим миром и малым, между малым и большим постоянно происходит взаимо­действие.

Большой и малый мир представляют явления, абсо­лютно сходные между собой; вся разница между ними только в размерах и длительности.

Мы можем изучать Вселенную двумя способами: мо­жем изучать ее в малом и в большом мире. Эти два спо­соба существенно разнятся между собой. Мы познаем большой мир главным образом по его действию oт oкруж-ности к центру, а малый — по его действию от центра к окружности. Изучение Вселенной в первом случае есть изучение a posteriori, а во втором —a priori.

Все малые миры сходны между собой в наиболее важ­ных отношениях: таким образом, изучая самого себя, я изучаю одновременно всех людей и, сообщая вам


наблюдения над действиями, которые я счел полезными или вредными для моего счастья, я стремлюсь привести всех людей к гармонии; это главная цель, которую долж­на себе ставить философия.

Я говорю, что философ должен изучать Вселенную преимущественно в малом мире, но я не хочу этим ска­зать, что он должен пренебрегать наблюдениями над большим миром, потому что эти два изучения помогают друг другу и сплетаются между собой настолько, что мы совершенно потеряли бы нить одного, если бы совсем покинули нить другого (I, стр. 242—243).

Рассмотрим вкратце весь ряд главных этапов в раз­витии человеческого ума до настоящего времени.

1. Люди при общем происхождении с другими живот­ными отличаются от последних только превосходством своего ума, которое прямо вытекает из превосходства их организации, и это превосходство почти незаметно.

2. Люди изобретают знаки, эти знаки дают им ряд таких умственных средств, которые ставят их, безуслов­но, выше всех других животных; тогда они доходят до основного разделения идей на два. класса: причины, следствия.

3. Люди рассматривают солнце, луну, звезды, моря, реки, горы и леса, как и все другие громады, а также все существа, которые имеют на них ясно выраженное полезное или вредное влияние, как первопричины всего сущего; в это время устанавливается разделение и в че­ловеческом обществе. Некоторые люди работают над объяснением следствий путем познания причин, масса же человеческого рода, став богобоязненной, обра­щается к причинам, которые считает первоначаль­ными, с молитвами, чтобы добиться у них желаемых следствий.

4. Люди восходят до представления о невидимых при­чинах; они обоготворяют каждую из своих страстей, каждую из своих способностей; они учреждают мысленно Олимп и возлагают на этот совет богов заботу об управ­лении Вселенной.

[...] Идея, что единственная наука есть на­ука о числах, стоит далеко впереди позитивной системы. Эта идея послужила бы основой для точной системы, если бы человеческий ум мог подняться до


такой высоты; Но зависимость человеческого рода от оби­таемой им планеты, долговечность которой неизбежно имеет свои границы, положит конец прогрессу его ума (I, стр. 256-258).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: