Проанализировать комплексный подход в осуществлении оздоровительных, образовательных и воспитательных задач для разностроннего развития личности в соответствии с целью физического воспитания детей дошкольного возраста.
Среди оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья, и физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности.
Учитывая специфику возраста, оздоровительные задачи определяются в более конкретной форме: помогать формированию изгиба позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению связочно-суставного аппарата; способствовать развитию всех групп мышц, в особенности мышц-разгибателей; правильному соотношению частей тела; совершенствованию деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы.
Образовательные задачи предусматривают формирование у детей двига-тельных умений и навыков, развитие физических качеств; роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья. Благодаря пластичности нервной системы у детей двигательные на-выки формируются сравнительно легко. Большинство их (ползание, бег, хо-дьба, ходьба на лыжах, катание на велосипеде и др.) дети используют в пов-седневной жизни как средство передвижения. Двигательные навыки облег-чают связь с окружающей средой и способствуют ее познанию: ребенок, пол-зая сам, приближается к тем предметам, которые его интересуют, и знако-мится с ними. Правильное выполнение физических упражнений эффективно влияет на развитие мышц, связок, суставов, костной системы. Двигательные навыки, сформированные у детей дошкольного возраста, составляют фунда-мент для их дальнейшего совершенствования в школе и позволяют в даль-нейшем достигать высоких результатов в спорте. Объем двигательных навыков по возрастным данным находится в программе. У дошкольников необходимо сформировать навыки выполнения строевых, общеразвивающих упражнений, основных движений, спортивных упражнений. Кроме того, следует научить детей играть в спортивные игры (городки, настольный теннис) и выполнять элементы спортивных игр (баскетбол, хоккей, футбол и т.д.). В этом возрасте приобретает важное значение привитие первоначальных навыков личной и общественной гигиены (мытье рук, забота о костюме, обуви и т.д.). Полученные знания позволяют детям заниматься физическими упражнениями более осознанно и более полноценно, самостоятельно использовать средства физического воспитания в детском саду и семье.
Воспитательные задачи направлены на разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упраж-нениями. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей.
Целью физического воспитания является формирование у детей навыков здорового образа жизни. Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др. Полноценное физическое воспитание достигается при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм человека. Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, питания, сна и т.д.) составляет
обязательное условие для решения задач физического воспитания.
Они повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Например, занятие физическими упражнениями лучше содействует развитию костной и мышечной системы. Чистота поме-щений, физкультурного инвентаря, игрушек, одежды, обуви служат профи-лактикой заболеваний. Гигиенические факторы имеют и самостоятельное значение: они способствуют нормальной работе всех органов и систем. Нап-ример, регулярное и доброкачественное питание положительно влияет на деятельность органов пищеварения и обеспечивает своевременную доставку другим органам необходимыми питательными веществами, а значит, со-действует нормальному росту и развитию ребенка. Полноценный сон обеспе-чивает отдых и повышает работоспособность нервной системы. Правильное освещение предупреждает возникновение заболевания глаз. Соблюдение твердого режима дня приучает к организованности, дисциплинированности и т.д. Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) усиливает положи-тельное влияние физических упражнений на организм, и повышают работос-пособность человека. В процессе занятий физическими упражнениями на воздухе при солнечных излучениях или в воде (плавание) возникает положи-тельные эмоции, повышаются функциональные возможности отдельных органов и систем организма (больше потребляется кислорода, усиливается обмен веществ и т.д.).
Вода применяется для очищения кожи, механического воздействия на тело человека. Воздух с лесов, садов, парков, содержащий особые вещества финтоциды, способствуют уничтожению микробов, обогащает кровь кислородом, благотворно влияет на организм человека. Солнечные лучи способствуют отложению витамина Д под кожей, убивает различные микробы и охраняет человека от заболевания РАХИТ.
Физические упражнения - основное специфическое средство физического воспитания оказывающего на человека разностороннее воздействие. Они используются для решения задач физического воспитания: содействуют осуществлению умственного, трудового, а также являются средством лечения при многих заболеваниях.
Раскрыть значение и взаимосвязь средств физического воспитания: гигиенических факторов, естественных сил и физических упражнений. Дать характеристику средствам физического воспитания.
В системе физического воспитания работа осуществляется при помощи разнообразных средств, воздействующих на организм:
гигиенические факторы (правильный режим, рациональное питание, гигиеническая обстановка, формирование культурно-гигиенических навыков).
естественные силы природы (для закаливания и укрепления организма).
физические упражнения.
Гигиенические факторы повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм.
Если упражнения проводятся в чистом, светлом помещении, то у детей возникают положительные эмоции, повышается работоспособность, облегчается освоение этих упражнений и развитие физических качеств.
Гигиенические факторы имеют и самостоятельное значение: они способствуют нормальной работе всех органов и систем. Например, доброкачественное и регулярное питание обеспечивает своевременную доставку всем органам необходимых питательных веществ, содействует нормальному росту и развитию ребенка, а также положительно влияет на деятельность пищеварительной системы и предупреждает ее заболевание.
Нормальный сон обеспечивает отдых и повышает работоспособность нервной системы. Правильное освещение предупреждает возникновение заболеваний глаз (близорукость и др.) и создает наиболее благоприятные условия для ориентировки детей в пространстве.
Чистота помещения, физкультурного оборудования, инвентаря, игрушек, атрибутов, а также одежды, обуви, тела детей служит профилактикой заболеваний. Соблюдение режима дня приучает детей к организованности, дисциплинированности.
Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) усиливают эффективность влияния физических упражнений на организм ребенка. Во время занятий физическими упражнениями на воздухе, при солнечном излучении у детей возникают положительные эмоции, больше поглощается кислорода, увеличивается обмен веществ, повышаются функциональные возможности всех органов и систем. Солнце, воздух и вода используются для закаливания организма, для повышения приспособляемости организма к повышенной и пониженной температуре. При этом сочетание естественных сил природы с физическими упражнениями увеличивает эффект закаливания. Естественные силы природы используются и как самостоятельное средство.
Вода применяется для очищения кожи от загрязнения, для расширения и сужения ее кровеносных сосудов, механического воздействия на тело человека. Воздух лесов, садов, парков, содержащий особые вещества (фитонциды), способствует уничтожению микробов, обогащает кровь кислородом. Солнечные лучи благоприятствуют отложению витамина С под кожей, охраняют человека от заболеваний. Важно применять все естественные силы природы, наиболее целесообразно сочетая их.
Физические упражнения — специфическое средство физического воспитания, используемое для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому физические упражнения широко применяются в разные периоды жизни человека.
Обязательным условием полноценного решения задач физического воспитания является комплексное использование всех средств при правильном их соотношении.
3. Предложите приемы, направленные на успешную организацию дневного сна и подъема детей, варианты реализации образовательных областей в соответствии с ФГОС.
Одним из важнейших факторов гармоничного развития ребёнка является дневной сон, который способствует восстановлению физиологического равновесия организма.
Достаточный (но не укороченный и не излишний) по продолжительности дневной сон детей определяется, не только возрастными, но индивидуальными особенностями нервной системы ребёнка.
В течение дня работоспособность ребёнка переходит от высокого уровня в первую половину с постепенным уменьшением ко времени дневного сна, восстановление после него и новое, более значительное снижение к концу дня, поэтому невозможно переоценить значение правильной организации дневного сна.
Воспитательно - образовательный процесс в детском саду насыщен и разнообразен, ребенок испытывает как физическую, так и психоэмоциональную нагрузку. От эмоционального перевозбуждения многие дошкольники имеют проблемы со сном, не могут расслабиться и успокоиться.
Организуя дневной сон целесообразно осуществлять его после проветривания, свежий прохладный воздух лучшее снотворное.
Пробуждение детей после сна следует подготовить организм ребёнка к двигательной активности, осуществляя плавный естественный переход от состояния покоя к бодрствованию.
Воспитатель обращается к детям: «Добрый день! Скорей проснитесь, потянись и улыбнитесь»! После того, как дети проснулись, им предлагается лёжа в кровати выполнить комплекс упражнений для достижения двигательной и эмоциональной активности, строящиеся на игровом сюжете и включающие элементы импровизации. (Комплекс «Игровая гимнастика»)
Также для поднятия настроения может использоваться сюрпризный момент, проснувшись, дети находят под подушкой картинки с изображением весёлых смайликов.
Выполнив комплекс упражнений лёжа в кровати, дети спокойно встают и идут по массажным дорожкам.
Обязательными элементами в данной работе является музыкальное сопровождение и тактильное воздействие со словесными обращениями к каждому ребенку.
С целью достижения хороших результатов содержание сценария нужно менять.
4. Сделайте анализ программных задач по обучению 2-3 спортивным упражнениям в разных возрастных группах и спланируйте последовательность обучения спортивному упражнению.
МОСТ
Мост из положения лежа:
Лежа на животе, захватить руками ноги за средину голеней. Прогибаясь оторвать ноги от пола, голову запрокинуть назад (корзинка).
Лежа на животе, ноги прямые, руки прямые вверх. Прогнуться и оторвать ноги и руки от пола (лодочка).
Лежа на животе, руки вдоль туловища, ноги прямые. Прогнуться назад, не отрывая ноги от пола, голова назад.
Стоя на коленах (расстояние между коленами – ладонь), наклон назад, стараясь руками достать пол. Упражнение можно выполнять возле гимнастической стенки.
В стойке ноги врозь на расстоянии одного метра от стены, руки вверх, наклониться назад и коснуться руками стены.
В стойке ноги врозь стоя спиной к гимнастической стенке, перехватываясь руками за рейки, опускаться вниз.
Лежа на спине, сильно согнуть ноги и держать их (на ширину стопы), руки возле головы (пальцами к плечам), разгибая вместе руки и ноги, прогнуться, сильно наклонив голову назад. В положении моста, разгибая ноги в коленах, передать вес тела на руки. Сгибая руки и ноги, наклоняя голову вперед, постепенно перейти в и.п. После выполнения упражнения, выполнить 2-3 наклона вперед.
Мост из положения стоя Стоя ноги врозь, руки вверх – прогибаясь и подавая вес тела вперед, смотря на руки, плавно стать на мост.
Стоя возле гимнастической стенки ноги врозь, прогибаясь и держась за рейку, опуститься вниз и подняться вверх. Оказывать помощь стоя сбоку и держать за поясницу.
Полушпагат.
Из упора стоя на коленах, держась руками за пол, поставить правую (левую) ногу вперед и отводя назад другую ногу, разогнуться, руки оторвать от пола, смотреть вперед.
Сидя на полу, ноги прямые, наклоны туловища вперед.
Выполнять «полушпагат» следует хорошо разогрев мышцы и постепенно.
Шпагат
Из основной стойки, шаг одной ногой назад наклон туловища вперед и держаться руками за пол. Ноги и руки держать прямыми. Желательно научить шпагату сразу на одну и другую ногу, для этого нужно постепенно, не меняя положения ног, сделать поворот кругом.
Сидя на полу, ноги вместе, прямые – наклон туловища вперед.
Сидя ноги врозь – наклон туловища к правой ноге, левой ноге, вперед.
Стоя возле гимнастической стенки (бревна) – положить ногу на рейку (бревно) на уровне пояса, выполнить наклоны туловища к ноге. Сделать поворот направо (лево) – наклон туловища вперед, еще один поворот туловища – наклон туловища к правой (левой) ноге.