В данном разделе изложены некоторые общие рекомендации, которых следует придерживаться при выполнении и защите дипломной работы.
Защита начинается с доклада о выполненной работе, на который отводится не более 10 мин. Доклад следует начинать с изложения цели работы и исходных данных, а заканчивать выводами, вытекающими из решений задач дипломной работы. При этом необходимо выделить личный вклад в представленных разработках. Следует отметить практическое использование этих разработок.
Доклад должен быть хорошо подготовлен и отрепетирован. Имейте при себе написанный текст доклада (или тезисы), но читать его не следует.
ПОМНИТЕ: четкий, содержательный доклад – залог успешной защиты.
При защите следует стоять лицом к слушателям, а при пояснении иллюстративного материала, когда вы показываете очередной слайд, необходимо держаться вполоборота от изображения.
Когда вы стоите лицом к аудитории, проекция слайда должна быть слева от вас.
Когда взгляды слушателей вслед за вашим взглядом сфокусировались на слайде, вы должны снова перевести свой взгляд на слушателей.
|
|
Движения рук являются вспомогательным способом снятия волнения и связанного с ним напряжения, особенно в начальные моменты выступления. Многие неопытные выступающие чувствуют себя скованно и отказывают себе в праве применять средства пластической выразительности, в том числе, возможности жеста. Движения рук делают речь более образной и эмоциональной, а доводы – более убедительными. Хотя здесь также важны вкус и мера.
Нежелательные положения рук: поза «замерзшего» человека – скрещенные на груди руки, нежелание общаться, закрытость; поза «начальника» – руки за спиной или даже в карманах, выражение надменности и превосходства; поза «щеголя» – руки в карманах, пренебрежение и легкомыслие, игнорирование этикета; поза «медосмотр» – стыдливый жест, руки сложены внизу подобно фиговому листку; это производит впечатление неуверенности. Нежелательно, когда обе руки выступающего изо всех сил сжимают текст выступления, авторучку, спинку стула или край стола.
Начиная выступление, пройдитесь мысленно по основным компонентам своего тела: посмотрите, как бы со стороны, какое у вас положение головы, как выглядит спина, расположены плечи, руки, ноги. Здесь уместно выражение репетиторов балета «Держите спину!».
Лучшей позой для старта выступления является следующая: ноги расставлены на 15-30 см.; левая нога чуть выставлена вперед и слегка согнута; правая нога опорная; прямая спина; голова слегка наклонена; не раскачивайтесь из стороны в сторону, пусть тело будет собрано, а руки готовы к жестикуляции.
|
|
Не перемещайтесь перед слушателями без причины. Излишние движения воспринимаются как нервозность и неуверенность. Ваши перемещения перед слушателями должны подчиняться логике выступления. Если вы не привязаны условиями к определенному месту (микрофону, трибуне и т.д.), то в ходе доклада полезно иногда перемещаться. Микроперемещения должны быть уместны и согласовываться с содержанием речи. Они могут быть связаны с переводом взгляда с одного слушателя на другого или с переходом к следующему пункту выступления. Необходимо учитывать основные принципы передвижения: перемещайтесь не большими и не мелкими шагами; не стойте нигде слишком долго, кроме базового места (перед аудиторией); не нависайте над кем-либо из участников: уважайте их личное пространство; передвигаясь, не загораживайте участникам демонстрационные материалы; не говорите спиной к аудитории; не перемещайтесь, когда говорят члены комиссии; старайтесь перемещаться только во время речевых или смысловых пауз.
Соблюдайте комфортную дистанцию общения – это расстояние, при котором достигается наиболее эффектная ситуация для общения. Для публичного выступления – от 3 до 5 м и более.
При обращении к оппонентам не употребляйте выражений типа «Вы понимаете...», «Вы знаете...».
Поясняя отдельные решения на слайдах, плакатах не пользуйтесь в качестве указки пальцем.
При выступлении не опирайтесь на указку, не размахивайте и не пытайтесь ее сломать.
Соблюдайте регламент. Ваш доклад не должен быть продолжительнее, чем разрешено председательствующим.
Закончив доклад, сообщите об этом членам ГАК словами: «Доклад закончен» или поблагодарите их за внимание.
При ответе на замечания рецензента и вопросы членов ГАК следует аргументировано и профессионально грамотно отстаивать разработанные в дипломной работе решения, но вполне допустимо с отдельными замечаниями и согласиться.
Ответы не затягивайте. Отвечайте кратко, не вдаваясь в детали. Не превращайте ответ на вопрос в еще одну презентацию. А если вы затягиваете ответ на агрессивный или провокационный вопрос, это выглядит так, будто вы оправдываетесь.
Отвечая на вопросы, ведите себя как свободный человек: ведь у вас всегда есть несколько вариантов: уточнение вопроса, переформулирование или его интерпретация, переадресовка и, наконец, прямой ответ.
При несогласии с замечаниями оппонента необходимо аргументировано, в корректной форме доказать правильность принятых решений и сделанных выводов, но ни в коем случае не вступать в спор, т. е. отвергать замечания без убедительных обоснований.
Желательно соблюдение приемлемого и уместного для официальной процедуры итоговой аттестации одежды («дресс-кода») и макияжа.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Басаков М.И. От реферата до дипломной работы: Рекомендации студентам по оформлению текста. – Ростов н/Д: Феникс, 2001.
2. Волчкова И.М., Лазарева Э.А. Архитектурно-исследовательские виды деятельности: коммуникативно-речевой аспект: Учебное пособие. – Екатеринбург: Архитектон, 2005.
3. Итоговая аттестация педагогов профессионального обучения в области дизайна. Опыт реализации: Учеб. пособие / Е.В. Ткаченко, В.П. Климов и др. – СПб.: Тускарора, 2006.
4. Колесникова Н. И. От конспекта к диссертации: Учеб. пособие. – М.: Флинта: Наука, 2009.
5. Кузнецов И.Н. Научные работы: методика подготовки и оформления. – М.: Амалфея, 2000.
6. Холодова Л.П. Специализированная подготовка магистра. Направление "Архитектура", магистерская программа "Теория и история архитектуры".
Ч. 2. Комплекс учебных программ. Методическое пособие // Под. общ. ред. Л.П. Холодовой, О.А. Шипицыной. – Екатеринбург: Архитектон, 2003.
7. Эко У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки: Уч.- метод. пособие. – М.: Книжный дом Университет, 2004.