Понятие «отклоняющееся развития»

В современной дефектологии вряд ли можно найти исчерпывающие однозначные критерии отклоняющегося развития. Особенно это необходимоприопределении степени, характера отклонения при ответе на вопрос: лежит ли оно в пределах нормы или является патологическим.

Критерии оценки отклонений в детском возрасте

1.При оценке развития ребенка необходимо учитывать, что дифференциация нормального и аномаль­ного поведения не может бытьабсолютной.

2.Важно учитывать степень отклонений. Отдельные симптомы встречаются гораздо чаще, чем целый ряд симптомов одновременно. Особого внимания требует категория детей со множественными расстройствами психического развития, когда наруше­ние одной сферынегативно сказывается на развитии других сфер.

3. Частота проявления и тяжесть симптомов. Необходимо выяснить частоту и длительность проявле­ния тех или иных неблагоприятныхсимптомов. Для дет­ского возраста более характерными считаются умерен­но проявляющиеся отклонения, чем серьезные, часто повторяющиеся расстройства.

4.Ситуационная изменчивость симптома. При выявлении отклонений в развитии необходимо обращать внимание на ситуацию, в которойпроявляется отклонение.

И хотя этот критерий считается далеко не самым важным, он может оказать неоценимую помощь при прогнозединамики развития ребенка с отклоне­ниями в развитии.

5.В процессе анализа развития ребенка необходимым является сравнение особенностей его развития не только с особенностями, характерными для всех детей данной возрастной группы, но и с особенностями, характерными для этого ребенка. Существенное вниманиеследует уделять тем проявлениям в развитии,

наличие которыхтрудно объяснить законами нор­мального созревания и развития.

6. Отдельным критерием является учет возрастныхособенностей и половой

принадлежности ребенка. Как отмечают специалисты, некоторые особенности поведения являются нормальными только для детей определенного возраста.

7.Длительность сохранения определенного отклонения в развитии. Если наблюдаемое отклонение про­должается в течение нескольких месяцев, то под воз действием определенной коррекции его можно сгладить.

Если же отклонение длится более года и коррекционные усилияоказываются малоэффективными, то это должно вызвать тревогу.

8.Развитие ребенка никогда не проходит гладко: оно всегда имеет свои пики и свои падения. Также проявление различных отклонений вразвитии зависит от обстоятельств жизни ребенка. Неблагополуч­ная семья, потеря родителей, частая смена мест жительства, двуязычнаясистема воспитания, посто­янные длительные стрессы - все это может легко стать причиной отклонения в развитии.

Как считает М. Раттар, решая вопрос об отклонениях от нормы в развитии ребенка, необходимо учитывать комбинацию всехвышеперечисленных критериев. Однако в некоторых случаев и их оказывается недостаточно. Как подчеркивал известный отечест­венныйпсихолог В. В. Зшыюяоай, «мы никогда неможем, не смеем ставить крест на ребенке, который в данный момент кажется совсем испорченным...»



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: