Теории социальной общности:
•социальной мобильности (П. Сорокин)
•классовой дифференциации (К. Маркс, В. Ленин)
•среднего класса (Р. Даррендорф, Д. Гэлбрейт)
•элиты (В. Парето, Р. Уильямс, Г. Джильберт, А. Тойнби).
Технократические концепции:
•стадии экономического роста (У. Ростоу);
•единого индустриального общества (р. Арон);
•нового индустриального общества (Д. Гэлбрейт);
•постиндустриального и технотронного общества (Д. Белл, Г. Кан,
Э. Бжезинский и др.).
Политические модели:
•тоталитарная (СССР, Восточная Европа, Китай, Куба и др.)
•социал-демократическая (Швеция, Австрия, Германия);
•неоконсервативная (США, Англия);
•посттоталитарная (новая Россия и страны СНГ).
Методические рекомендации
Рассматривая "политические модели", важно отметить, как формировалась та или иная модель и в каких странах, особенности их исторического пути, каковы экономические, классовые, геополитические, национальные, культурные, религиозные и иные факторы, положительно или отрицательно повлиявшие на развитие того иного общества, его модели.
|
|
Важным вопросом настоящего раздела является попытка проанализировать современное состояние развития мировой цивилизации, наиболее типичных для данного периода моделей, а главное, остановиться на конкретно-историческом материале и опыте современной истории России.
При рассмотрении ключевых вопросов настоящего занятия студентам можно предложить проанализировать некоторые современные футурологические концепции, связанные с попыткой предвидения будущего развития мировой цивилизации, в частности концепции Римского клуба, работы А.Солженицына на тему «Как нам обустроить Россию» и др..
Вопросы для самоконтроля
1. Охарактеризуйте два основных современных подхода к исследованию мировой цивилизации: формационный и цивилизационный.
2. Каков характер влияния мировоззрения исследователя на методологию и логику социального познания.
3. Охарактеризуйте сущность социально-классовых и технократических моделей развития.
4. Что такое теория конвергенции и актуальны ли ее идеи в современную эпоху?