Система угроз экономической безопасности страны

Прежде чем рассматривать многообразие классификаций угроз экономической безопасности, следует развести понятия «опасность» и «угроза».

Опасность выражается в понесении определенных экономических потерь, то есть опасность следует рассматривать как сигнал возможного появления угроз безопасности и ущерба экономике, таким образом, опасность означает лишь потенциальную угрозу экономике страны, которая в случае непринятия соответствующих адекватных мер, превращается в реальную угрозу и потери для экономики.

Угрозой экономической безопасности следует считать наступление такого состояния экономики, которое препятствует нормальному развитию общества и государства, приводит к их дестабилизации и наносит им существенный ущерб.

Многие современные экономисты схожи во мнении, что угрозы проявляются в нарушении предельных значений индикаторов экономической безопасности.

Многообразие видов угроз экономической безопасности в современных условиях, в свою очередь, обуславливает целесообразность их группировки (классификации по различным признакам).

1. По вероятности возникновения угрозы подразделяю на:

– потенциальные;

– реальные.

2. По причинам возникновения угрозы подразделяю на:

– объективные;

– субъективные.

3. По реальности возникновения угрозы подразделяю на:

– скрытые;

– явные.

4. По объектам (сферам) угрозы подразделяют на:

– угрозы в финансовой сфере;

– угрозы в социальной сфере;

– внешнеэкономические угрозы;

– энергетические угрозы;

– экологические угрозы;

– продовольственные угрозы.

5. По масштабам возникновения угрозы подразделяются на:

– глобальные;

– общефедеральные;

– региональные;

– локальные.

6. По величине ущерба:

– сильные;

– слабые.

7. По характеру угрозы подразделяются на:

– прямые;

– косвенные;

– первичные;

– вторичные.

8. По природе возникновения:

– внутренние;

– внешние.

Внутренние угрозы –обусловленные возникновением дестабилизирующих факторов внутри страны таких, как:

– неспособность к самосохранению и саморазвитию;

–слабость инновационного начала в развитии;

– неэффективность системы госу­дарственного регулирования экономики;

– неумение находить разумный баланс интересов при преодолении противоречий и социальных конфликтов для на­хождения наиболее безболезненных путей развития общества и др.

Внешние угрозы – обусловленные общемировыми тенденциями такими, как:

– изменение конъюнктуры мировых цен и внешней торговли;

– резкие колебания курса национальной валюты;

– превыше­ние оттока капитала над его притоком (иностранные инвестиции);

– большой внешний государственный долг и увеличение корпоративного долга;

– чрезмер­ная импортная зависимость, перегрузка экспорта сырьевыми товарами.

Проведенные исследования внутренних и внешних угроз показали, что наибольшую опасность для нового российского государства представляют ее внутренние угрозы.

Позднее выяснилось, что длительное со­хранение внутренних угроз без проведения эффективной экономической политики делает страну более уязвимой для внешних угроз. Во-первых, это связано с тем, что внутренние угрозы, ослабляя экономическую и особенно финансо­вую силу государства, мешают поддерживать и модернизировать армию с уче­том структуры новых угроз. Очевидным это стало при агрессии НАТО против Югославии и вооруженном противостоянии Чечни федеральному центру РФ. Во-вторых, экономическая слабость государства превращает нацию в залож­ницу международных финансовых организаций, поскольку бюджетные ре­сурсы страны не позволяют государству эффективно функционировать, вы­полнять даже минимальные социальные обязательства, например, выплачи­вать заработную плату работникам бюджетной сферы, пенсии, пособия. Залезание в долги не только не решает проблемы бюджета, его дефицита, но и, напротив, ведет к увеличению его расходов на обслуживание внешнего долга. В-третьих, неспособность отечественного товарно­го производства удовлетворять внутренний спрос, что ведет к большей зависимос­ти экономики от импорта, конъюнктуры внешнего рынка на его товарном и финансовом сегментах, прежде всего в части продовольствия, машин и обо­рудования, международных кредитов. В-четвертых, не справляясь с внутренни­ми угрозами, государство лишено возможности проводить активную внешнюю политику, защищать интересы отечественных товаропроизводителей, способ­ствовать экспорту конкурентоспособной продукции, завоевывать новые товар­ные рынки.

Таким образом, государство при ослабленной экономике и несовершенной финан­совой системе лишено возможности влиять на политику международных фи­нансовых организаций.

В Государственной стратегии экономической безопасности РФ выделены наиболее вероятные угрозы экономической безопасности, на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти:

1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия. Достигнутый относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате действия следующих факторов:

– расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, неуверенных в своем будущем людей;

– увеличение доли бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней, что создает социальную и криминальную напряженность и почву для широкого распространения относительно новых для России негативных явлений – наркомании, организованной преступности, проституции и тому подобного;

– рост безработицы, что может привести к социальным конфликтам; задержка выплаты заработной платы, остановка предприятий и так далее.

2. Деформированность структуры российской экономики, обусловленная такими факторами, как:

– усиление топливно-сырьевой направленности экономики;

– отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи;

– низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий;

– свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении;

– снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России;

– завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления;

– приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынка;

– рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.

3. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов. Важнейшими факторами этой угрозы являются:

– объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих отраслей;

– нарушение производственно-технологических связей между предприятиями отдельных регионов России;

– увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации.

4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности, вызванная в основном такими факторами, как:

– рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода;

– сращивание части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства и их проникновения в различные властные структуры;

– ослабление системы государственного контроля, что привело к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли.

Основными причинами, вызывающими возникновение указанных угроз, являются неустойчивость финансового положения предприятий, неблагоприятный инвестиционный климат, сохранение инфляционных процессов и другие проблемы, связанные с финансовой дестабилизацией в экономике.

Предотвращение или смягчение последствий действий угроз экономической безопасности Российской Федерации требует определения и мониторинга факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства.

Рассмотрим некоторые современные теоретические концепции, характеризующие угрозы экономической безопасности. Так, концепция академика РАН Л.И. Абалкина в числе наиболее опасных современных угроз экономической безопасности называет:

– нарастающий спад производства и потерю рынков;

– разрушение научно-технического потенциала и деиндустриализацию экономики;

– возможность утраты продовольственной независимости страны;

– рост безработицы и ослабление трудовой мотивации;

– существенное увеличение внешнего долга;

– криминализацию экономики.

По мнению В.К. Сенчагова к наиболее опасным угрозам экономической безопасности Российской Федерации, следует отнести.

1. Потеря производственного потенциала из-за высокого износа основныхфондов. Износ машин и оборудования хотя и сократился после финансовогокризиса 1998 г., но находится на критической отметке, составляя более 60%.В настоящее время коэффициент обновления основных фондов в 5-6 разменьше, чем в 1980-х гг. Возобновление воспроизводства основных фондов впрежнем отраслевом и видовом составе вряд ли возможно и целесообразно.Поэтому нужна принципиально иная стратегия воспроизводства основногокапитала на базе качественной структуры инвестиций с приоритетным развитием инновационных технологий и обрабатывающих отраслей.

2.Внешний долг, опасность обострения финансового кризиса. Общая суммавнешнего долга, по данным платежного баланса, составила в 2003 г. 182,4 млрддолл. Его погашение за последние годы составило примерно треть всего федерального бюджета. В 2003 г. расходы на погашение и обслуживание внешнегодолга составили 17 млрд долл., в 2004 г. – 16,3 млрд долл., в 2005 г. – предположительно 18,9, в 2007 г. – 14,9 млрд долл.

3. Нестабильная инвестиционная активность. В 2000 г. впервые произошелсущественный прирост инвестиций – 17,4%. Однако в 2001 г. темпы резкоснизились до 10%, в 2002 г. –до 2,6%, а в 2003 г. – вновь повысились до 12,5%.

4.Низкая конкурентоспособность продукции. Известно, что после резкойдевальвации рубля начал существенно снижаться импорт и отечественные товары нашли свою нишу на внутреннем рынке. Доля импорта в ресурсах розничного товарооборота снизилась с 48-52% в 1994-1998 гг. до 35% к началу2000 г. Однако в дальнейшем эффект импортозамещения был исчерпан. Отечественная продукция вновь перестала быть конкурентоспособной. В 2001г.доля импорта в ресурсах розничного товарооборота вновь составила 41%, в2002 г.– 43, в 2003 г.– 44%.

5.Высокий уровень бедности населения и низкое качество жизни большейчасти российского народа. Доля населения с доходами ниже прожиточногоминимума существенно снизилась в 2003 г. по сравнению с 2000 г. (36%),однако все еще составляет более 20% и выше порогового значения более чемв 2 раза. Отношение доходов 10% наиболее обеспеченных к доходам 10% на­именее обеспеченных слоев населения сохраняется в течение последних летна уровне 14.

6. Утечка капитала. По экспертным оценкам, нелицензируемый вывоз капитала в 1992-2000 гг. составил более 200 млрд долл., в том числе в 2000 г.примерно 25 млрд долл., и, по расчетам на основе платежного баланса, в последние годы сохраняется на уровне более 20 млрд долл. в год.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: