Корпоративное волонтерство – это когда представители компании трудом сотрудников оказывают благотворительную помощь сторонним людям и/или некоммерческим организациям.
Одной из самых распространенных форм участия компании в жизни местного сообщества является корпоративное волонтерство, которое подразумевает добровольную работу сотрудников компании на благо местных сообществ при ее активной поддержке. Традиционно волонтерство подразумевает жертвование времени. Однако в последнее время для описания внешней социальной активности сотрудников в англоязычных странах все чаще использует ся термин Employee Volunteering and Giving Programs (EVGPs) - дословно «волонтерские программы и денежные пожертвования сотрудников» (предлагаем ввести русскоязычный термин ВПС - «волонтерство и пожертвования сотрудников»).
Корпорации могут на условиях частичной или полной занятости посылать сотрудников-волонтеров в качестве временных работников в организации, работающие на благо местного сообщества, а также поддерживать и поощрять самостоятельную волонтерскую деятельность своих сотрудников и членов их семей.
|
|
Например, H.B.Fuller создает Советы по делам местных сообществ, управляемые сотрудниками компании, a Levi Strauss организует небольшие мобильные команды для участия в жизни местных сообществ. EDS (Electronic Data Systems Corporation) ежегодно проводит Всемирный день волонтерского труда, который подводит итоги работы добровольцев и. по мнению специалистов, является лучшей рекламной акцией компании. Проводимая в 30 странах в последние годы акция компании так или иначе затрагивает около 1 млн. людей во всем мире.
Вовсе необязательно посылать своих сотрудников подметать улицы. Их знания и навыки можно использовать гораздо более эффективно. Люди, работающие в бизнесе, обычно хорошо образованны и владеют самыми разнообразными навыками - от умения пользоваться Интернетом до знаний в бухгалтерском учете и маркетинге. Именно эти навыки могут быть так необходимы некоммерческим организациям - партнерам компаний в улучшении жизни местных общин.
Так, например, в 2008 году украинская компания BDO выступила инициатором создания «Волонтерской инициативы по предотвращению торговли людьми», которая успешно реализуется уже более 3-х лет. Сотрудниками компании было проведено большое количество информационных семинаров. По словам Юлии Таракановой, руководителя направления КСО компании, «главная цель компании BDO - повысить уровень информированности населения и осознания проблемы торговли молодыми людьми и, как результат, - уменьшить количество людей, которые становятся жертвами этого преступления, за счет демонстрации лучших примеров компаний- работодателей Украины, которые выступают гарантом социальных сфер и, по сути, отвечают за благополучие человека и его семьи. Мы стремимся демонстрировать пример высокой социальной ответственности перед государством и обществом, уделяем большое внимание навыкам, мотивации и участия сотрудников в вопросах КСО».
|
|
Сами сотрудники, участвующие в местных программах, считают, что их навыки в процессе общественного труда улучшились на 17%. а наблюдающие за ними начальники называют цифру 14%. Основные навыки, на которые указывали практически все опрошенные - коммуникативные, навыки работы в команде и креативного мышления.
Волонтерство включает в себя
■ Общественную деятельность, непосредственно связанную с работой (например, выступление в роли гида для группы школьников, знакомящейся с деятельностью компании).
■ Индивидуальную или групповую работу в благотворительном проекте на условиях частичной занятости (например, оплачиваемое освобождение на 100 часов рабочего времени в течение трех месяцев для реализации проекта в местном сообществе).
■ Членство в общественных организациях (например, работа part-time бухгалтером в благотворительной столовой). Эта форма участия сотрудников в жизни местного сообщества тоже встречается нечасто. По-видимому, из-за общей неразвитости некоммерческого сектора и повальной апатии граждан, коими сотрудники тоже являются.
■ «Начальник напрокат» (Loaned CEO). Эта форма включает участие в попечительских советах некоммерческих организаций (обычно руководителей компании), в том числе, для планирования деятельности и привлечения средств; а также предоставление экспертизы и деловых связей для улучшения работы некоммерческой организации. В России это происходит стихийно и неформально в форме устной рекомендации одного начальника другому помочь какой-то благотворительной организации.
■ Краткосрочную работу на условиях полной занятости (например, трехмесячный перерыв в исполнении основных обязанностей для того, чтобы выполнить определенную задачу при сохранении занятости и гарантиях возвращения на свое рабочее место в компанию).
■ Долгосрочную работу на условиях полной занятости (например, годичный перерыв для исполнения какой-либо функции в благотворительной организации при сохранении занятости и гарантиях возвращения на свое рабочее место в компанию).
■ Управление деловыми связями компании с местными организациями, например, помощь в развитии «социальных предприятий», в том числе компаний-поставщиков, где работают представители этнических меньшинств или инвалиды.
■ Организацию программ пожертвований в денежной и натуральной форме (например, участие в комитете помощи местному сообществу, работа в грантовом комитете, экспертиза заявок и др.).
■ Помощь «лицом к лицу» (например, работа с конкретными людьми — школьниками или несовершеннолетними правонарушителями в качестве наставника или общественного защитника).
Есть и другие формы участия, не относящиеся напрямую к волонтерству (то есть, к жертвованию времени). Они скорее касаются денег сотрудников компании.
■ Добавочный взнос (Matching Gift). Суть этой формы состоит в том, что компания добавляет некоторую сумму денег на программу или просто на некоммерческую организацию, которую сотрудник уже поддерживает (добровольно, конечно). Тем самым, компания дает сотруднику понять, что она уважает и поддерживает его выбор. В России эта форма не развита. Возможно, по причине повальной бедности населения и свежей памяти «обязательной благотворительности» в пользу партии, комсомола, ДОСААФ.
■ Вычеты из зарплаты. Организация сбора пожертвований на рабочем месте, когда сотрудники добровольно соглашаются, что из их получки автоматом вычитается заранее обусловленный процент на поддержку некоммерческой организации. Плюс этого способа е том, что сотруднику никуда не надс ходить, чтобы отдать свои деньги. Минус: в России нет крупных национальных и региональных организаций, подобных United Way International, отрабатывающих эту схему не один десяток лет по всему миру.
|
|
Современные компании рассматривают волонтерство как серьезный ресурс профессионального роста сотрудников. Сегодня основными условиями эффективности становятся профессиональные знания, навыки и ответственность. Волонтерство предоставляет уникальную возможность для развития новых навыков, главный из которых - лидерство. Например, в Украине ежегодно проходит Национальный конкурс «Корпоративное волонтерство», в рамках которого определяются лучшие программы компаний- участников конкурса в следующих номинациях «Улучшение качества жизни», «Образование и культура», «Здоровье и спорт», «Экология». В 2011 году победителями конкурса стали компании PricewaterhouseCoopers, БДО, Киевстар, Ernst & Young Украина, Перспектива М, Прикарпаттяоблэнерго, Amway, Coca-Cola Бевериджиз Украина» и Крафт Фудз Украина. Программы компаний-победителей конкурса ярко продемонстрировали, как бизнес, инвестируя небольшие средства, рабочее время, опыт и знания своих сотрудников, помогает решать насущные проблемы в разных сферах общественной жизни. Сотрудники компаний помогают детям-сиротам и молодежи адаптироваться к взрослой жизни. Они передают студентам и школьникам новые знания, навыки, которым не учат в школе и в институте. Они уже привлекли к своим программам тысячи людей, пропагандируя здоровый образ жизни. Много сделано сотрудниками компаний и в вопросе охраны окружающей среды, возрождении памятников истории и культуры.
Так, например, компания Hewlett- Packard активно работала со школьниками 5-12 классов, обучая их компьютерной премудрости. В итоге подросшие школьники и сами с удовольствием пользовались продуктами компании, и другим советовали. Волонтерские программы позволяют сплотить коллектив и быстро выяснить, кто чего стоит. Вот зам пример. Компания, занимающаяся продажей спортивной одежды, долгие годы поддерживала детский спортивный клуб. Однажды руководителю <омпании пришла в голову светлая мысль (точнее, нашлись добрые люди, подсказали) - а если послать своих новобранцев сплавляться с ребятами по реке? Отправил. Получился такой Team Building, что взрослые люди рыдали от восторга. Быстро выяснилось, кто на что способен. А какая экономия! Ведь теперь не нужно платить за дорогие тренинги по сплочению команды л по лидерству.
|
|
Сотрудники компании получают от волонтерской работы:
■ Навыки планирования, формулирования долгосрочных и краткосрочных целей;
■ Навыки управления бюджетом и распределением средств;
■ Организационные навыки и искусство управления временем;
■ Ответственность - умение оценивать и отчитываться о проделанной работе;
■ Навыки общения, умение внимательно слушать и вести разговор;
■ Развитие навыков письменной и устной речи;
■ Навыки «выживания» и управление стрессовыми состояниями;
■ Определение личных приоритетов.
Хотя волонтерство является вполне законной формой благотворительной деятельности бизнеса и понятие добровольчества введено статьей 5 Закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», многие вопросы остаются неурегулированными. Например, вопросы об ответственности организаторов добровольческой деятельности и 06 охране труда добровольцев. Возможно, поэтому волонтерство не получает достаточного распространения среди российских компаний. Хотя, в принципе руководители компаний (40% опрошенных руководителей) готовы поддерживать социальную активность своих сотрудников; а 70% считают, что такая работа способна улучшить моральный климат в коллективе.
Одна из причин прохладного отношения наших предпринимателей к волонтерству как к мощному орудию работы с персоналом - наследие советского прошлого: слишком свежи в памяти добровольно- принудительные субботники. 72% опрошенных предпринимателей имеют опыт «добровольчества» советских времен, 25% отмечают их недобровольность. Поэтому все перечисленные выше формы волонтерской работы сотрудников остаются пока красивыми историями из ненашей жизни, а все указанные выгоды от добровольчества достаются другим.
Преимущества добровольчества остаются невостребованными отечественным бизнесом. А ведь оно, кроме всего прочего, приносит людям огромное удовлетворение и даже удовольствие.
В 2010 году более 100 волонтеров ведущего украинского провайдера мобильной связи компании «Киевстар» по собственной инициативе озвучили художественные произведения для детей с проблемами зрения. Было записано около 7 часов аудио-текстов - 6 дисков с произведениями мировой и отечественной классики для детей младшего, среднего и старшего возраста, которые ранее не были доступны в аудио-формате. Изначально аудио-коллекция на украинском и русском языках создавалась для 8 подшефных компании интернатов, однако сборники аудио-литературы «Киевстар», озвученные волонтерами компании, теперь доступны для более 1000 людей с проблемами зрения, которые являются читателями Центральной библиотеки для слепых им. Н.Островского. А к новогодним праздникам волонтеры подарили детям сказку - аудио-спектакль «Снежная королева», где все роли исполнили сами сотрудники «Киевстар».
В 2009 году назад ведущий мировой центр по изучению корпоративной социальной ответственности Boston College Center for Corporate Citizenship опубликовал результаты исследования более 200 компаний из списка FortuneSOO на предмет корпоративных программ в области волонтерства и пожертвований сотрудников. Были выделены шесть основных факторов (драйверов), определяющих воздействие ВПС на компанию и местное сообщество: 1) Обоснованность темы; 2) Стратегическое бизнес- позиционирование; 3) Достаточные инвестиции; 4) Корпоративная культура; 5) Степень вовлеченности сотрудников; 6) Оценка и эффективность воздействия на компанию и местное сообщество.
Таким образом, корпоративное волонтерство – это тренировочный полигон бизнеса, который ставит своей основной целью – приносить пользу людям и обществу.