Гносеологическая сторона основного вопроса философии
ü Основателем эмпиризма является Ф. Бэкон.
|
ü Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях»).
|
ü Основоположником рационализма (от лат. ratio – разум) считается Р. Декарт.
|
ü Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. (Во-первых, реально существует лишь сомнение во всём, а сомнение – мысль – деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, - «Бог существует», «У квадрата равные углы», «Целое больше, чем его часть» и т. д.)
|
Иррационализм (Ницше, Шопенгауэр) выделяется в качестве особого направления. Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно никогда не будет познан разумом
| |
| | | | | | | | | |
| | | Гностицизм, представителями которого являются, как правило, материалисты
| |
|
| | |
|
| | |
|
| | |
ü мир познаваем
| ü возможности познания неограниченны
|
Агностицизм, к числу видных теоретиков которого принадлежал Иммануил Кант (1724-1804). Согласно Канту человеческий разум обладает большими возможностями, но и эти возможности имеют свои границы. Исходя из конечности и ограниченности познавательных возможностей человеческого разума, существуют загадки (противоречия), которые человеком не будут разгаданы никогда, например: Бог существует – Бога не существует. Всего таких неразрешимых противоречий (антиномий) Кант выделяет четыре (см. вопрос 38 «Философия Иммануила Канта»). Однако, по Канту, даже то, что входит в познавательные возможности человеческого разума, всё равно не будет никогда познано, поскольку разум может лишь познать отображение вещи в чувственных ощущениях, но никогда не познает внутреннюю сущность данной вещи – «вещи в себе»
| |
ü мир непознаваем;
|
ü возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума.
|