Текст опросника

1. Прочитав хорошую книгу, я всегда потом долго думаю о ней; хочется ее с кем-нибудь обсудить.

2. Когда меня вдруг неожиданно о чем-то спросят, я могу ответить первое, что пришло в голову.

3. Прежде чем снять трубку телефона, чтобы позвонить по делу, я обычно мысленно планирую предстоящий разговор.

4. Совершив какой-то промах, я долго потом не могут отвлечься от мыслей о нем.

5. Когда я размышляю над чем-то или беседую с другим человеком, мне бывает интересно вдруг вспомнить, что послужило началом цепочки мыслей.

6. Приступая к трудному заданию, я стараюсь не думать о предстоящих трудностях.

7. Главное для меня - представить конечную цель своей деятельности, а детали имеют второстепенное значение.

8. Бывает, что я не могу понять, почему кто-либо недоволен мною.

9. Я часто ставлю себя на место другого человека.

10. Для меня важно в деталях представлять себе ход предстоящей работы.

11. Мне было бы трудно написать серьезное письмо, если бы я заранее не составил план.

12. Я предпочитаю действовать, а не размышлять над причинами своих неудач.

13. Я довольно легко принимаю решение относительно дорогой покупки.

14. Как правило, что-то задумав, я прокручиваю в голове свои замыслы, уточняя детали, рассматривая все варианты.

15. Я беспокоюсь о своем будущем.

16. Думаю, что во множестве ситуаций надо действовать быстро, руководствуясь первой пришедшей в голову мыслью.

17. Порой я принимаю необдуманные решения.

18. Закончив разговор, я, бывает, продолжаю вести его мысленно, приводя все новые и новые аргументы в защиту своей точки зрения.

19. Если происходит конфликт, то, размышляя над тем, кто в нем виноват, я в первую очередь начинаю с себя.

20. Прежде чем принять решение, я всегда стараюсь все тщательно обдумать и взвесить.

21. У меня бывают конфликты от того, что я порой не могу предугадать, какого поведения ожидают от меня окружающие.

22. Бывает, что, обдумывая разговор с другим человеком, я как бы мысленно веду с ним диалог.

23. Я стараюсь не задумываться над тем, какие мысли и чувства вызывают в других людях мои слова и поступки.

24. Прежде чем сделать замечание другому человеку, я обязательно подумаю, какими словами это лучше сделать, чтобы его не обидеть.

25. Решая трудную задачу, я думаю над ней даже тогда, когда занимаюсь другими делами.

26. Если я с кем-то ссорюсь, то в большинстве случаев не считаю себя виноватым.

27. Редко бывает так, что я жалею о сказанном.

Из этих 27-и утверждений 15 являются прямыми (номера вопросов: 1, 3,4,5,9,10,11,14,15,18, 19, 20, 22, 24, 25). Остальные 12 - обратные утверждения, что необходимо учитывать при обработке результатов, когда для получения итогового балла суммируются в прямых вопросах цифры, соответствующие ответам испытуемых, а в обратных - значения, замененные на те, что получаются при инверсии шкалы ответов.

При интерпретации результатов целесообразно исходить из дифференциации индивидов на три основные категории. Результаты методики, равные или больше, чем 7 стенов, свидетельствуют о высокоразвитой рефлексивности. Результаты в диапазоне от 4 до 7 стенов - индикаторы среднего уровня рефлексивности. Наконец, показатели, меньшие 4-х стенов, - свидетельство низкого уровня развития рефлексивности. Ниже приведен текст разработанной методики.

Таблица 1. Перевод тестовых баллов в стены

Стены 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Баллы от 80 100 101 108 114 123 131 140 148 157 172

и - - - - - - - - - и

до ниже 100 107 113 122 130 139 147 156 171 выше

4.10. Способность к прогнозированию Л.А. Регуша[14].

Методика предназначена для выявления способности к прогнозированию. Теоретиче­ской основой создания данного теста явилась факторная модель структуры способности к прогнозированию. В соответствии с ней способность к прогнозирова­нию определяется такими качествами мышления, как ана­литичность, глубина, осознанность, гибкость, перспектив­ность, доказательность. На выявление данных качеств и направлены тестовые задания. Можно сказать, что эти ка­чества составляют основные шкалы теста.

Каждую из шкал (аналитичность, глуби­на, гибкость, осознанность, перспективность, доказатель­ность) представляют вопросы, соответствующие показате­лям этих качеств и имеющие наибольшие факторные веса по результатам факторного анализа. Всего показателей оказалось 16. На каждый из них предусматривалось два альтернативных высказывания.

Инструкция. «Опросник предназначен для выявления вашей склонности к риску. Каждый пункт вопросника име­ет два высказывания: а и б. Внимательно прочитайте каж­дое из них и пометьте то, которое в большей степени соот­ветствует вашей точке зрения».

Инструкция. Вопросник предназначен для выявления Вашей склонности к риску. Каждый пункт вопросника име­ет два высказывания: а и б. Внимательно прочитайте каж­дое из них и пометьте то, которое в большей степени соот­ветствует Вашей точке зрения.

1. а) без полного, всестороннего анализа обстоятельств, я, как

правило, не принимаю решений, не начинаю действовать; б) думаю, что достаточно иметь минимальную информацию, чтобы принять решение и начать действовать.

2. а) обычно я не задумываюсь о далеких последствиях принимаемых решений; б) как правило, я пытаюсь продумать не только близкие, но и отдаленные по времени последствия.

3. а) я согласен с утверждением, что риск себя не оправдывает; б) я считаю, что тот не выигрывает, кто не рискует.

4. а) рассказывая о чем-либо, я предпочитаю не упустить подробности, излагая их в конкретной, образной форме; б) рассказывая о чем-либо, я предпочитаю передавать толь­ко суть в обобщенной форме.

5. а) бывает, что я составляю планы, а иногда и действую, совсем забывая о цели; б) как правило, я не забываю цели тех планов, которые за­думываю.

6. а) «заглянув в будущее», я обычно задумываюсь над тем, почему у меня сложилось именно это представление о бу­дущем; б) «заглянув в будущее», я не пытаюсь понять, где источни­ки этого знания.

7. а) при установлении связи знакомого и незнакомого, нового и старого, прошлого и настоящего я обычно вижу одну-две линии этой связи; б) сравнивая новое и старое, знакомое и незнакомое, про­шлое и будущее, я стараюсь установить несколько линий связи.

8. а) если у человека есть способности, то у него есть и больше времени для развлечений; б) если у человека есть способности, то у него есть и боль­шие шансы на успех в деле.

9. а) находясь у киоска «Лотерея спринт», я предпочитаю смотреть, как играют другие, не играя сам; б) в любой лотерее я предпочитаю играть сам, а не смотреть, как это делают другие.

10. а) при решении самых различных задач я обычно двигаюсь вперед «короткими шагами», проверяя правильность каж­дого из них; б) при решении любой проблемы я обычно ищу общий под­ход к решению, делаю прикидку его правильности, а по­том уже начинаю действовать.

11. а) обычно при установлении причинно-следственных связей я вижу несколько вариантов, а потом развиваю це­почки следствий по каждому из них; б) если я задумываюсь о последствиях, то вижу сначала одно, затем — вытекающее из него и т. п., то есть они выстраиваются в одну цепочку.

12. а) если мне нужно проверить какое-либо предположение, я ограничиваюсь 1-2 фактами; б) если мне нужно проверить какое-либо предположение, то я обязательно ищу все возможные доказательства.

13. а) мне не знакомо состояние, которое можно назвать «игра воображения», когда знакомые образы включаются в но­вые связи. причудливые комбинации; б) знакомые образы легко создают новые причудливые ком­бинации.

14. а) для меня не составляет труда дать полный, всесторонний анализ причин и следствий любой ситуации; б) если нужно проанализировать проблему, условие задачи, ситуацию и т. п., я обычно веду глубокий односторонний анализ.

15. а) обо мне можно сказать, что я человек, склонный к риску; б) меня никак не назовешь человеком, склонным к риску.

16. а) если я задумываюсь о последствиях поступков, событий, то, как правило, учитываю все обстоятельства, которые могут их вызвать; б) если я знаю о последствиях событий, поступков, то обыч­но «не копаюсь» в их причинах.

17. а) чтобы доказать правильность причинно-следственных связей, достаточно одного хорошего примера; б) считаю, что наличие причинно-следственных связей - нельзя доказать, опираясь на единичные примеры.

18. а) если поступило предложение принять участие в выгодном деле, то обычно я его принимаю не задумываясь; б) если есть предложение участвовать в выгодном деле, я обычно его не принимаю без тщательной оценки близких и далеких последствий.

19. а) если мои предположения (гипотезы) оказались неверными, я с легкостью могу сформулировать принципиально новые; б) если у меня возникло какое-либо предположение (гипо­теза), то заменить его новым мне бывает очень трудно.

20. а) при решении задач, при восприятии людей мне бывает трудно избавиться от шаблонов, которые у меня есть; б) я легко освобождаюсь от имеющихся у меня стереотипов, у меня легко возникают новые, неожиданные представления.

Таблица/ Ключ для оценки результатов тестирования

Балл Номер выбранного ответа Всего
  4а, 8а, 146,16,6а, 7а, 20а, 13а, 196.2а, 10а, 5а, 116,12а, 17а  
  46, 86,14а, 1а, 16а, 66,76,206,136,19а, 26,56, 106,11а, 126,176  

Примечание. Шкала риска — За, 36, 9а, 96, 156, 18а, 186 (всего 8).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: