Категория «цивилизация» многозначна и трудно поддается определению. Даже если отбросить первоначальное обыденное значение понятия (как синонима воспитанности, светскости, умения непринужденно держать себя в обществе), остается множество различных его восприятий. Л.Февр в 1930 году опубликовал статью «Цивилизация: эволюция слова и группы идей», в которой исследовал употребление этого понятия публицистами и историками на протяжении XVIII-XIX столетий. В 1920-1960-е годы проблемами цивилизаций занимались многие видные европейские историки: в Германии О.Шпенглер («Закат Европы»), в Англии А.Тойнби («Постижение истории»), во Франции историки школы «Анналов».
О.Шпенглер полагал главным в цивилизации форму и стиль культуры. А.Тойнби рассматривал цивилизации как единые организмы, все части которых взаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии. Отсюда следовало, что цивилизация – это сложная система, которая имеет внутренний механизм функционирования и развития. По определению школы «Анналов», цивилизация – это разностороннее и цельное описание общества в какую-либо из эпох его развития.
В наши дни историки широко используют это понятие для характеристики исторического процесса, но единого (универсального) толкования нет. Наиболее распространенными и признанными являются два:
· цивилизация – совокупность уникальных проявлений общественных порядков, отличающих одни исторические общности от других;
· цивилизация – предельно широкое понятие, обозначающее всю совокупность проявлений и предпосылок жизни человеческого общества.
Признавая огромное множество цивилизаций, историки задавались вопросом: какие факторы определяют существо цивилизации, ее неповторимый облик? Чаще всего выделялись следующие:
- географическая (или природная) среда обитания;
- система ведения хозяйства;
- социальная организация;
- религия;
- духовные ценности;
- политическая индивидуальность.
Авторы учебных пособий часто прибегают к синтезу всех попыток предшественников и стремятся дать объемное определение этого понятия. Наиболее удачное, на наш взгляд, содержится в курсе лекций Л.И.Семенниковой «Россия в мировом сообществе цивилизаций»: «Цивилизация – это сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющее устойчивые особые черты в социально-политической организации, культуре, хозяйстве и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу».
Как видно из этого определения, в центре исторического процесса – человек, с особенностями его миросозерцания, сложными взаимосвязями с обществом. Отсюда видно также, что общество – саморазвивающаяся система.