В ХVIII веке в структуре и функциях центральных и местных органов произошли существенные изменения. Реальностью стала абсолютистская власть, сложился бюрократический аппарат власти и управления, суда, полицейского надзора и сыска. Церковь утратила автономию и превратилась в часть бюрократического аппарата. Всё это отразилось на законодательных материалах.
Петр Первый и его наследники верили во всесилие государства, в его способность с помощью добротных законов привести страну к процветанию, воспитать дворянство и народ. Отсюда – целый поток указов, регламентов, наставлений по всем вопросам.
Классификация законодательных актов ХVIII в. – дело довольно трудное. Они издавались под разными названиями: манифесты, указы, регламенты, инструкции, положения, наказы, жалованные грамоты и др. При этом название не всегда соответствовало содержанию акта и его значению. Например, под одним названием издавались акты (указы), которые устанавливали новые правовые нормы, и акты, связанные с применением предшествующих норм. Это было в тех случаях, когда старые нормы распространяли на новые категории населения или на новые территории. И даже распоряжения чисто исполнительного характера тоже называли указами.
|
|
За весь ХVIII век было издано около 10 тыс. законодательных актов. Среди них важное место занимают манифесты. Их издавали по поводу важнейших событий политической жизни (объявление войны и мира, восшествие на трон, изменения в структуре органов власти и управления, подавление народных выступлений и т.п.). Манифесты печатались массовым для того времени тиражом, объявлялись населению после литургии в храмах и, конечно, были важным средством идеологического воздействия. В манифестах, изданных в связи с восшествием на престол или с победой в войне, обычно содержались пожалования всем подданным или отдельным сословиям.
Другая группа законодательных актов представлена указами. Они делились на три категории: именные, объявленные из Сената и сенатские. Именные указы – это распоряжения и приказы императора, которые направлялись Сенату для исполнения. Указы, объявленные из Сената – это тоже распоряжения императора, на основании которых Сенат составлял текст указа и обнародовал его. Сенатский указ – постановление Сената по общему или конкретному вопросу от имени самого Сената. Указы существенно различались по содержанию и значению. Одни устанавливали новые юридические нормы, которые имели силу закона, или отменяли старые нормы права, следовательно, они имели нормативный характер и по своему значению не уступали манифестам. Другие указы были связаны с распространением на новые окраины общерусского законодательства, учреждений и чинов. Примерами могут служить Указ 1722 г. о создании Малороссийской коллегии, Указ 1764 г. об упразднении на Украине гетманства, Указ 1783 г. о распространении крепостного права на Левобережную и Новослободскую Украину.
|
|
Историки обычно изучают документы, связанные с подготовкой того или иного указа – проекты, записки, замечания, мнения, что важно для выяснения политики правительства, позиций отдельных учреждений, лиц, групп и т.д.
Следующую разновидность законодательных актов представляют регламенты. Это очень обстоятельные документы. Они определяли структуру, функции, штаты, задачи, методы и формы работы различных органов власти и управления, их иерархию, права и обязанности должностных лиц, порядок делопроизводства, финансирования и т.д.
Четвёртую группу законодательных актов составляют учреждения и уставы, которые устанавливали принципы и характер деятельности местных органов власти (например, «Учреждение для управления губерний» 1775 г.). Пятую группу составляют жалованные грамоты (например, Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г., в которых изложен весь набор привилегий).
Особую группу составляют акты по вопросам внешней политики (трактаты, конвенции, договоры с другими государствами). От предшествующих они отличаются по форме и содержанию: обстоятельно изложены и аргументированы условия и обязательства обеих сторон. Эти акты содержат приложения: карты, протоколы и секретные статьи, например, секретные статьи Георгиевского трактата 1783 г. о русской поддержке действий Ираклия II по объединению всех грузинских земель.
Итак, в ХVIII веке создано великое множество законодательных актов, и это обусловило необходимость их кодификации, тем более, что Соборное Уложение 1649 г. безнадёжно устарело. Попытки кодификации предпринимались многократно и Петром Первым, и Елизаветой Петровной, и Екатериной Второй, которая с этой целью созвала даже представительное учреждение – Уложенную комиссию в 1767 году, но все они оказались безуспешными.