Этот принцип играет роль метода научного исследования и состоит в движении от эмпирических фактов к вершине конкретного теоретического понятия, от одностороннего и содержательно бедного сознания к целостному, всестороннему воспроизведению предмета в мышлении и полноте содержания.
Подобрать пример
Этапы, стадии восхождения:
1. в исходном пункте процесса познания предмет познания предстаёт перед человеком (исследователем) как эмпирический факт, т.е. как нерасчленённое, конкретное, целое, воспринимаемое непосредственно.
2. конкретная целостность (эмпирический факт) в процессе познания подвергается анализу, расчленению на абстрактные моменты.
Таким образом, получается, что процесс познания начинается с абстрагирования, но он не завершается выделением абстрактных определений предмета.
Гегель вкладывал следующий смысл в слово «абстрактный» - это односторонне познанный.
3. синтез найденных в анализе абстрактных определений предмета.
Здесь исследуемый предмет вновь предстаёт перед нами в своей целостности, но это целостность иного вида: в результате анализа и его последующего синтеза достигается теоретическая интерпретация (выражение) исходного эмпирического факта в его конкретной целостности. Именно на этом (третьем) этапе достигается цель познавательской деятельности как таковой, поскольку теперь мы знаем предмет как бы изнутри, т.е. во всём многообразии взаимосвязей его отдельных сторон.
|
|
Процесс квалификации конкретного деяния в качестве преступного представляет собой процесс восхождения от абстрактного к конкретному.
Маркс: «Конкретное потому конкретно, что оно есть синтез многих определений. Метод восхождения от абстрактного к конкретному есть лишь способ, при помощи которого человеческое мышление усваивает себе конкретное».