Современный неотомизм, его основные особенности

Религиозно-философская мысль, в сущности, принадлежит к догматическому типу сознания. Вместе с тем она оказывала и продолжает оказывать огромное влияние на человеческую культуру, так как выражает устремления религиозного сознания многих людей, вооружая его идеями, аргументами и ценностными представлениями. К крупнейшим представителям религиозно-философской мысли XX в. следует отнести католических философов Э. Жильсона, Ж. Маритэна, Г. Марселя, Т. де Шардена, протестантских мыслителей К. Барта и П. Тиллиха, иудаиста М. Бубера.

Наиболее авторитетным течением современной католической философии Запада является неотомизм, который базируется на учении средневекового философа-богослова Фомы Аквинского. Статус официальной философской доктрины Ватикана неотомизм получил в 1879 г. энцикликой папы Льва XIII.

Современный томизм взял на вооружение идею Фомы Аквинского о гармонии веры и разума. Неотомисты утверждают, что в современном мире нет почвы для конфликта науки и религии. Неотомизм оспаривает также правомерность разделения философии на два противоположных направления — материализм и идеализм. Неотомисты называют себя "реалистами", так как признают внешний материальный мир, но как часть более широкого бытия, в которой есть место другой реальности — Богу. Таким образом, неотомизм — это теологическая форма объективного идеализма. Следуя за Фомой, неотомисты различают два источника познания — естественный разум (науку) и божественное откровение (религию), считая при этом, что они не противоречат друг другу, так как человека создал Бог. Божественный разум есть самый верный, надежный и безусловный источник абсолютной истины. Он всеобъемлющ и вездесущ. А человеческий разум — малая доля божественного разума. Хотя естественному разуму недоступны глубокие тайны божественного разума (идея сотворения мира из ничего, тайна троичности Бога), но он все же может доказать некоторые истины вероучения — бытие Бога, бессмертие души. В остальное же должен уверовать, так как не способен охватить всего богатства божественного разума.

Благодаря разуму, говорят неотомисты, человек многое познал в природе, но возгордился, возомнил, что он может создать, рай на земле, опираясь на науку и технику. И поэтому отвернулся от Бога. Но в XX в. обнаружилось, что эти завоевания человеческого разума привели к порабощению человека вещами. Человек стал рабом своей социальной роли — профессии, должности и т.д. Он стал служить не Богу, а вещам и в результате стал еще более несчастным. Все это является следствием того, что человек нарушил ход божественного плана. Остается один выход — вернуться к Богу.

Поворот к человеку связан с решимостью современных неотомистов пересмотреть традиционные ценности и проблемы своей философии. Если ранее она все вопросы сводила к проблеме Бога, то теперь в центр внимания ставит широко понимаемую проблему человека. Для этого есть веские основания. За фасадом теоцентризма всегда скрывался интерес к человеку, его жизни и нравственности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: