Религиозная философия западной Европы XXвека : персонализм, неотомизм, религиозный эволюционизм(тейярдизм)

Религиозная философия ХХ в. также характеризуется иррационализмом. Ее основной чертой является стремление осмыслить проблемы современного человека с позиций христианской религии.

В западной религиозной философии хх в. Выделяется несколько направлений.

1) неотомизм (этьен жильсон, жак маритен). В конце хiх в. По решению ватикана учение ф.аквинского (томизм) признается официальной доктриной католической церкви. Целью этого является необходимость поднять престиж церкви в эпоху нтр. Основные идеи ф аквинского: о структуре мироздания, о соотношения веры и разума, о месте человека в мире – являются основой неотомизма. Характерные черты этого направления, отличающие его от томизма, – внимание к проблемам современного мира и к внутреннему миру человека.

Неотомизм принимает 5 доказательств существования бога, приведенные ф.аквинским, но расходится с ним в понимании отношения бога и человека. Человек обладает бессмертием души и свободой - это делает его сопричастным богу и обусловливает его творческие возможности. В центре внимания неотомизма – вопросы культуры, человеческого творчества. Все возможности человека – его разум, нравственные устои, интуиция – реализуются в сфере творчества. Создавая культурные ценности, человек воплощает в них основы божественного бытия – истину, красоту, благо, и при этом совершенствуется сам.

Будущее европейской культуры неотомисты (маритен) связывают с «интегральным гуманизмом», смысл которого - соединение ценностей христианства и современного человечества.

2) персонализм (э.мунье, ж.лакруа и др.) Формируется в 20-30-е гг.

В центре внимания – проблема личности, ее свободы.

Персонализм рассматривает человека в его постоянной связи с внешним миром. В реальном мире, в конкретных жизненных ситуациях происходит становление личности – персонализация. Главное качество личности – свобода, понимаемая как свобода выбора.

Личность проявляется во взаимодействии с внешним миром и в сосредоточении на своем внутреннем мире, причем эти 2 аспекта тесно взаимосвязаны. Основой этой взаимосвязи является творчество и человеческая коммуникация.

3) религиозный эволюционизм (тейярдизм) – философия п.тейяра де шардена и его последователей.

Тейяр де шарден (1881 – 1955) – французский ученый-естествоиспытатель, священник. В своих воззрениях он объединил идею творения с идеей эволюции. Идея эволюции божественного начала – центральная в его труде «феномен человека».

Мир (универсум) в его понимании – живой организм, пронизанный божеством и устремленный к совершенству. Причиной этого стремления является внутренняя духовная энергия, которая ведет к повышению уровня организации материи, к усложнению материального мира. Вершиной эволюции является человек.

В эволюционном процессе тейяр де шарден выделяет 4 этапа (4 главы книги):

1) Преджизнь – этап геогенеза;

2) Жизнь – этап биогенеза;

3) Мысль – этап ноогенеза, возникновения сферы разума - ноосферы;

4) Сверхжизнь – достижение «точки омега», высший этап эволюции, где происходит соединение в боге всех элементов – от атома до разумного человечества.

Термин «ноосфера» введен им под влиянием идей в.и. вернадского. Ноосфера, в понимании т. Де шардена – оболочка вокруг земли, развитие которой идет в направлении «точки омега». На этапе ноосферы направление эволюции контролируется коллективным человеческим сознанием. Но для этого людям нужно преодолеть эгоизм и потребительское отношение к природе и отнестись к ней разумно и творчески, соучаствуя в великом божественном деянии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: