По сценической речи

Место проведения: Центр внешкольной работы, актовый зал.

Время проведения: 19 ноября 2011 г.

Возраст воспитанников: 12-14 лет

Тема занятия: Голос и процесс его воспитания.

Цели занятия: Освоение воспитанниками игровой методики воспитания собственного голоса.

Задачи:

Образовательная – усвоение методических приемов для тренировки речевого голоса.

Воспитательная – воспитание потребности совершенствовать свои голосовые качества

Развивающая – развитие динамического и звуковысотного диапазона голоса.

Материальное и методическое обеспечение занятия: план урока, конспект, журнал учета посещаемости обучающихся, наглядный материал, карточки с заданиями.

Ход занятия:

3. Организационный этап

Цель: организация начала занятия, создание психологического настроя, подготовка студентов к работе.

Приветствие воспитанников, проверка по спискам наличия учащихся. Тест-игра на создание психологического настроя японских психологов «По десятибалльной шкале».

2. Подготовительный этап

Цель: обеспечение мотивации воспитанника к восприятию нового материала, сообщение темы, цели занятия.

Вот мы сейчас с вами поговорили. Горло ни у кого не болит, никто не устал. В обыденной жизни голосовой аппарат довольно легко справляется с нагрузкой, предлагаемой ему возникающими обстоятельствами. Я приглашаю Лену на сцену и прошу прочитать монолог перед всей группой. (воспитанница читает, ошибается, голос то громче, то тише). Стоп! Видите, условия изменились. Речь стала публичной и она ставит перед голосовым аппаратом сложные задачи. Неумелое пользование голосовым аппаратом в условиях повышенной нагрузки приводит к заболеваниям.

Сегодня мы с вами поговорим о механизме голосообразования, рассмотрим основные качества профессионального речевого голоса, определим какие недостатки у каждого из нас, и как их можно устранить. А также разучим игровую методику работы над голосом.

3. Основной этап

Цель: усвоение новых знаний; первичная проверка понимания; закрепление знаний.

Теоретический материал. Рассмотрим основные понятия темы: «Голосообразование», «Сила звука», «Динамический диапазон голоса», «Подвижность», «Тембр», «Выносливость». Этапы работы над голосом.

Голосообразование — сложный многофункциональ­ный процесс, который совершается в организме человека автоматически, согласно особой «программе», выраба­тываемой специальными центрами, которые находятся в коре головного мозга. Эта программа зависит от того, какую речевую задачу должен решать человек в данной ситуации.

Выделяются основные качества профессионального речевого голоса:

· Сила звука - динамический диапазон голоса, он должен быть слышен в любой аудитории.

· Посыл звука - способность достигать нужной точки, долетать до каждого слушателя.

· Подвижность, гибкость - интонационно-мелодический рисунок.

· Тембр

· Полетность звука - способность выделяться на фоне других звуков и шумов.

· Выносливость - малая утомляемость голоса.

Первый этап работы над голосом — освобождение фонационных путей, создание наилучших условий для свободного звучания. Для этого необходимо снять излишнее мышечное напряжение в области гортани, где расположены голосовые связки, и плечевого пояса. После этого можно переходить к следующему этапу — отыскать свой естественный, свободный природный голос, то звучание, которое является для каждого из нас максимально органичным, возникает легко, без всяких мышечных усилий.

Практическая работа.

Теоретический материал сопровождается звуковой иллюстрацией (разные голоса записаны на фонограмму) и выполнением упражнений (которые тут же разучиваются).

Упражнения:

· «Радиограмма». Попробуйте передать звуком, как азбукой Морзе, нужный сигнал. Настройте свой пере­датчик на нужную волну: «ммммм... ммммм... ммм...». Высота звука здесь должна быть органичной для вас, звук рождается свободно, на самых кончиках губ. Положив руку на воображаемый ключ, начинайте отстукивать свой сигнал, пусть он звучит как зуммер: «ммам-мам-мам... мам-мам-мам... мммаммм-мммаммм...». Не про­говаривайте звуки, а «мычите» свой текст, пусть короткая гласная как бы прорывается сквозь непрерывное. Звучание согласной. Снова пошлите свою радиограмму, только теперь пользуясь всеми гласными основного ряда, распо­ложенными в порядке: «А», «Э», «О», «У», «Ы», «И». Повторяйте, многократно свой текст: «мммаммм...мммэммм... мммоммм... мммуммм... мммыммм...мммиммм...». Не пойте гласные, а отстукивайте их своим «ключом» отрывисто, коротко на фоне непре­рывного согласного звука «м».

· «Перекличка в лесу» Окликните друзей, находя­щихся неподалеку: «Аа-ааа-аууу!». Пусть голос звучит негромко, без всякого напряжения, на отзвуке, напо­миная отдаленное эхо. Не раскрывайте слишком ши­роко рот, следите за тем, чтобы звуки «а» и «у» возни­кали не в полости рта, а на самом кончике чуть собранных губ. Никто не отозвался... Позовите чуть активнее: «Эээ-эээ-эээй!». Не позволяйте гласным менять позицию, «завали­ваться» назад, не допускайте придыхания, горлового призвука. Все звуки образуются в одной точке — на самом кончике губ.

· «Колокола» Попробуйте имитировать голосом зву­чание большого колокола: «бом-м-м!.. бом-м-м!.. бом-м-м!..». Короткий удар гласной «о» на удобной для вас низкой ноте и долгое гудение на звуке «м». Следите за тем, чтобы оба звука не «заваливались» назад, а звуча­ли бы в передней позиции, на губах. А теперь перебросьте звук в верхний регистр - зазвонили малые колокола, образуя веселый перезвон: «бим-бим-бимммбим-бим-оиммм... бим-бим-биммм...». Звук должен свободно возникать на 42, 15, 16, 41кончиках губ, без мышечного напряжения на удобной для вас высо­кой ноте. Объедините звучание всех ваших «колоколов» в среднем тоне: «баммм... баммм... баммм... баммм... баммм...». Положите одну руку на грудь, а другую на темя, контролируя оба резонатора, которые должны звучать одновременно. При верной позиции звука должна ощу­щаться сильная вибрация в области «маски» (носовые пазухи, зубы, губы).

· «Глашатаи». Возьмите текст глашатая из пьесы А. Н. Островского «Снегурочка»:

Слушайте - послушайте, На частые ступени,

Государеву волю! В дубовые двери,

Идите в красные ворота В государевы палаты,

На красный царский двор!.. Суд судить, ряд рядить.

Созывайте народ этим кличем. Произносите текст громко, чуть растягивая гласные, на широком актив­ном дыхании, очень точно собрав звук, как бы в рупор мегафона. Можете для начала даже поднести к губам сложенные рупором ладони, фокусируя в них звук голоса. Не забывайте добирать дыхание после каждой строчки. Выдох должен быть ровным, не только не ослабевающим, но даже усиливающимся в конце каж­дой строки.

4. Контрольный этап

Цель: выявление качества, уровня знаний; коррекционная работа.

Устный опрос и выполнение (самостоятельно) некоторых упражнений.

Примерные вопросы:

· Каков механизм голосообразования?

· Охарактеризуйте основные качества речевого профессионального голоса.

· Каковы условия для свободного звучания голоса? Какими упражнениями его тренируют (продемонстрируйте то, которое запомнили).

· Что такое «посыл звука»? Как его тренировать? И др.

5. Итоговый этап

Цель: дать оценку успешности достижения цели, анализ причин достижения или не достижения цели.

Педагог оценивает занятие. Достигнута ли цель. Усвоили ли воспитанники коллектива материал, особенно практический. Дает литературу по пройденной теме, где можно почитать дополнительный материал: Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. – Ростов–на-Дону: Феникс, 2006.

6. Информационный этап

Цель: сообщение о домашнем задании, о перспективах следующих занятий.

Составить план тренировки собственного голоса. Отработать изученные упражнения.

Приложение № 9.

Разработка (постановочного плана) литературного, драматургического материала

1. Режиссёрский анализ

1.1. Автор, его время и творчество

1.2. Первое впечатление от пьесы

1.3. Обоснование выбора

1.4. Сюжетный пересказ

1.5. Протокол происходящего, событийный ряд

1.6. Анализ композиционных, жанровых и стилевых особенностей

2. Режиссёрский замысел

2.1. Режиссёрское решение темы, идеи, конфликта пьесы

2.2. Сверхзадача, сквозное действие и «зерно»

2.3. Расстановка действующих лиц в конфликте

2.4. Сценическое решение характеров

2.5. Художественный образ

3. Режиссёрский план постановки

3.1. Определение жанра

3.2. Отбор режиссёрских выразительных средств

А) Композиция спектакля

Б) Перспектива ролей в создании спектакля

В) Принципы мизансценирования

Г) Атмосфера в спектакле

Д) Темпо - ритм в спектакле

Е) Музыкальная и шумовая партитура

Ж) Световая партитура

Список используемой литературыПриложение

Приложение № 10.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: