Система TQM – это система, которая направлена на удовлетворение требований потребителя поставок в срок и минимизация затрат. Основная технология TQM базируется на принципе «улучшению нет предела», то есть на рынке появляются товары всё лучшего и лучшего качества.
В системе TQM используются соответствующие целям методы управления качеством. Одно из ключевых особенностей этой системы является использование коллективных форм поиска решения проблем постоянного улучшения качества.
В TQM возрастает роль человека и обучение персонала.
В современном менеджменте особое место занимают международные стандарты ИСО 9000, которые устанавливают требования к системам управления качеством.
Первая версия этих стандартов была разработана 176 техкомитетом ИСО и была принята в 1987 г.
Стандарт ИСО 9000 содержит современную концепцию менеджмента качества и терминологию менеджмента качества. Стандарт ИСО 9001 устанавливает требования к системам качества и применяется для целей сертификации и аудита. Стандарт ИСО 9004 содержит методические указания по созданию систем менеджмента качества, ориентированных на высокую эффективность деятельности компании и стандарт 19011 разработан в помощь аудиторам, занимаются оценкой систем качества и окружающей среды.
|
|
Стандарт ИСО 9000 – методология и терминология. Духом современных стандартов ИСО 9000 являются 8 принципов, которые должны ориентировать высшее руководство на постоянное совершенствование деятельности.
1. Ориентация на потребителя.
2. Лидерство.
3. Вовлечение персонала.
4. Процессный подход.
5. Системный подход к организации.
6. Постоянное совершенствование.
7. Принятие решений, основанных на фактах.
8. Взаимовыгодные отношения с поставщиком.
Объектами управления в СМК являются все этапы жизненного цикла, которые образуют «Петлю качества».
«Петля качества» в соответствии с ИСО 9000 – замкнутый круг, который включает в себя следующие элементы:
- маркетинговые исследования рынка;
- проектирование и разработка требований к продукции или услуге;
- материально-техническое снабжение;
- подготовка производства, разработка технологии, описание производственных процессов;
- организация производства продукции;
- контроль, испытание, обследование;
- упаковка и хранение;
- реализация и распределение продукции;
- монтаж и эксплуатация;
- техническая помощь и обслуживание;
- утилизация;
Все этапы «петли качества» в практической деятельности для эффективного управления качеством разбиваются на более мелкие составляющие, но при этом важно обеспечить целостность системы управления качеством.
Работы по внедрению системы качества осуществляются в 3 этапа:
- анализ существующей ситуации в организации и обучение персонала
- разработка и внедрение СМК
- проведение внутреннего аудита СК