Цель занятия: изучить общие основы педагогики, ознакомиться с основными категориями и понятиями. Изучить цели, содержание обучение, ознакомиться с методами обучения, педагогические ситуации в работе врача. Барьеры общения. Ознакомить с условиями эффективного общения. Конфликты в медицине.
Место проведения: аудитория.
Студент должен знать:
1. Определение понятия «педагогика».
2. Функции педагогической науки в медицинском образовании. Инновационные педагогические технологии.
3. Основные категории и понятия педагогики.
4. Цели высшего медицинского образования.
5. Цели и содержание обучения. Модели и методы обучения.
6. Методы обучения в медицинских вузах.
7. Формы организации учебного процесса.
8. Функции педагогического контроля.
9. Педагогическое общение в работе врача.
10. Средства общения. Невербальные компоненты общения.
11. Конфликты в медицине. Виды, стратегии поведения в конфликте.
Студент должен уметь:
1. Использовать педагогический процесс, используя следующие аспекты:
|
|
-цели - для чего учиться;
-содержание - чему учиться;
-методы и средства - как учиться.
2. Использовать методы и формы обучения в учебном процессе.
3. Владеть определенным минимумом информации, который становиться основой для планирования и осуществления правильного лечения.
4. Владеть средствами общения, невербальными компонентами, необходимыми для успешного диалога с пациентом.
5. Владеть стратегиями поведения в конфликтной ситуации.
Темы проектов, рефератов:
1. Становление и развитие науки «педагогика».
2. Выдающиеся педагогические деятели в Античный период.
3. Выдающиеся педагогические деятели в Средние века.
4. Выдающиеся педагогические деятели в эпоху Возрождения.
5. Выдающиеся педагогические деятели Нового времени.
6. Функции педагогической науки в медицинском образовании.
7. Инновационные педагогические технологии.
8. Цели высшего медицинского образования.
9. Методы обучения в медицинских вузах.
10. Формы организации учебного процесса.
11. Функции педагогического контроля.
12. Педагогическое общение в работе врача.
13. Средства общения. Вербальные и невербальные компоненты общения.
14. Конфликты в медицине.
Рекомендуемая литература:
Основная литература:
1. Педагогика в медицине/Под ред. Н.В.Кудрявой. – М.: Академия, 2006 – 320с.
2. Белагурова В.А. Научная организация учебного процесса. – М., ГЭОТАР – Медиа, 2006 – 320с.
Дополнительная литература:
1. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и комментариях. СПб.: Питер, 2006. – 320 с.:ил.
2. Столяренко Л.Д.Основы психологии: Практикум. Изд.7 –е Ростов на Дону.: Феникс,2006 – 704с.
|
|
3. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн. 1: общие основы. Процесс обучения. - 576 с.: ил.
4. Творогова Н. Д. Психология управления. Лекции. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 528 с.
Исходный контроль уровня знаний:
1. Что вы понимаете под термином «педагогика»?
2. Какие педагогические методы вы знаете?
3. Как взаимосвязаны психология и педагогика?
4. Какие формы педагогического воздействия вы знаете?
5. Какие педагогические методы могут применяться в медицине?
Основные вопросы темы:
1. Определение понятия «педагогика».
2. Инновационные педагогические технологии.
3. Основные категории и понятия педагогики.
4. Цели высшего медицинского образования.
5. Цели и содержание обучения. Модели и методы обучения.
6. Методы обучения в медицинских вузах.
7. Формы организации учебного процесса.
8. Функции педагогического контроля.
9. Функции педагогической науки в медицинском образовании.
10. Педагогическое общение в работе врача.
11. Средства общения. Невербальные компоненты общения.
12. Конфликты в медицине. Виды, стратегии поведения в конфликте.
Контрольные вопросы:
1. Назовите основные категории и понятия педагогики.
2. Каковы цели высшего медицинского образования на современном этапе?
3. Что для вас означают понятия «воспитание», «обучение», «развитие»? Как ваше собственное понимание этих понятий соотносится с их научной трактовкой?
4. В чем вы обнаруживаете сходство и различие процессов обучения и лечения как древнейших видов гуманитарной практики?
5. Влияние каких типов образовательных сред вы ощущаете в большей степени? В чем оно проявляется?
6. Назовите преимущества и ограничения каждой из рассмотренных моделей обучения.
7. Какие модели обучения оптимальны на доклиническом и клиническом этапах медицинского образования?
8. Какие формы и методы обучения наиболее рационально использовать на разных этапах обучения в медицинском вузе и при обучении разных категорий обучаемых (медицинского персонала, пациентов, их родственников)?
9. Укажите сходство и отличия форм и методов контроля в разных моделях обучения. Какие из них способствуют развитию самоконтроля в профессиональной деятельности?
10. Какие представления о личностно и практико-ориентированном обучении вы используете для понимания собственного образовательного процесса?
11. Приходилось ли вам осознавать какую - либо жизненную ситуацию в медицинской практике, как педагогическую?
12. Когда, при каких, на ваш взгляд, условиях процесс лечения можно назвать врачеванием? Как в этом случае должно измениться общение доктора с пациентом? Какими качествами должен быть наделен врач?
13. Назовите и опишите возможные обстоятельства медицинской практики, в которых возникает необходимость педагогических действий врача. Кому адресовано такое действие? Какие задачи решаются с его помощью?
14. Какие средства построения пространства встречи и общения врача с пациентом вы знаете? Какие из них вы наблюдали в действии: при обращении к вам как к пациенту, в работе врачей – преподавателей, в художественном изображении (в книгах, кинофильмах)?
15. Перечислите дополнительные материалы, которые могут использовать врачи в общении с разными категориями слушателей (пациентами, их родственниками, коллегами, учениками) для передачи специального материала медицинского содержания.
16. Каковы условия эффективного общения? Что способствует, а что мешает собеседникам понять друг друга.
17. Какие индивидуальные особенности пациентов необходимо учитывать для организации терапевтического сотрудничества?
18. Какие черты характера и особенности поведения, способствующие возникновению конфликтов, выделяют психологи?
|
|
19. Вспомните последний конфликт, участником которого вы были. Какую стратегию вы использовали для его решения и почему? Была ли она эффективной.
20. К какой стратегии вы чаще всего прибегаете при разрешении конфликтных ситуаций? Почему?