В любом общении существуют различные неречевые средства, в частности жесты, которые дополняют или выражают отношение говорящего к содержанию сообщения. Особая роль использования жестов в искусстве — пантомима, опера, драма и др. Особо важное значение жестовая речь приобретает у людей с дефектами слуха. Система жестового общения глухих имеет сложную структуру и включает две разновидности жестовой речи — разговорную и калькирующую.
Разговорная жестовая речь глухих совершенно самостоятельная система. Долгое время не удавалось создать лингвистического описания разговорного жестового языка, так как традиционная лингвистика оперирует понятиями «часть речи», «существительное», «глагол», а в разговорной жестовой речи глухонемых нет возможности выделить эти элементы. Жест не звучит, но он имеет свою конфигурацию, пространственное положение и движение, передающие все особенности и оттенки сообщений собеседнику. Состав и количество жестов разговорной жестовой речи очень велико, порой складываются системы общения, которой пользуются только в данной конкретной семье.
|
|
Калькирующая жестовая речь имеет иное строение. Жесты здесь являются эквивалентами слов, а порядок их следования такой же, как в обычном предложении. Ею ребенок овладевает в процессе специального обучения, и она становится основным средством общения глухих со слышащими. В калькирующей жестовой речи жесты сопровождают устную речь говорящего. Глухие собеседники чаще всего произносят слова без голоса. Каждое слово, как и отдельные буквы, здесь сопровождаются своим жестовым эквивалентом. Например, дактильный (греч. daktylos — палец) русский алфавит составлен из жестов одной руки, а английская дактилология — двуручная. Используются специальные дактильные алфавиты и для слепоглухих. В их основе лежат национальные дактильные азбуки. Рука слепоглухого накладывается на руку говорящего, и он «считывает» дактильную речь. Существует и международный дактильный алфавит для слепоглухих.
Тестовые задания:
1. Мышление включает следующие операции, кроме:
1.анализа;
2.абстракции;
3.разделения;
4.обобщения.
2. Вид мышления, который характеризуется опорой на представления, т.е. вторичные образы предметов и явлений действительности, а также оперирует наглядными изображениями объектов:
1.Наглядно-действенное
2.Наглядно-образное
3.Абстрактно-логическое
3. Операция процесса мышления, которая требует умения выделить существенные свойства и признаки предметов при одновременном отвлечении от несущественных свойств:
1.Обобщение
2.Абстрагирование
3.Классификации
|
|
4.Умозаключение
4.К основным формам мышления относят:
1.понятия
2.Суждение
3.Новизна
4.Умозаключение
5.К операциям мышления относятся:
1.анализ
2.ретенция (сохранение)
3.обобщение
4.воспроизведение
5.абстракция
6.конкретизация
6. Умозаключение относится к:
1.мыслительным операциям
2.формам мышления
3.мыслительным факторам
4.мыслительным видам
5.мыслительным механизмам
7. Плацебо-эффект связан с:
1.параметрами лекарственного вещества
2.психологической установкой
3.длительностью предъявления раздражителя
4.наркотической зависимостью
5.фактором неожиданности
8.Выделяют следующие виды мышления:
1.наглядно-игровое
2.наглядно-действенное
3.наглядно-образное
4.паррологическое
5.абстрактно-логическое
9.Исследованием детской психологии мышления длительное время занимался:
1.З Фрейд
2.Ж.Пиаже.
3.К.Гальперин
4.Л.Выготский
10.Познавательный психический процесс создания нового образа предмета или ситуации путем перестройки имеющихся у человека представлений:
1.Ощущение
2. Воображение
3.Восприятие
4.Сохранение
11.Виды воображения
1.Пассивное
2.активное
3.Двигательное
4.Воссоздающее
12.Данный вид воображения характеризуется непроизвольностью возникновения, что проявляется в сновидениях и грезах.
1.Репродуктивное
2.Продуктивное
3.Пассивное
13.Для человека является основным средством общения, средством мышления, носителем сознания и памяти.
1.Восприятие
2.Коммуникативная способность
3.Язык
4.Речь
14.Разновидностью устной речи является:
1.Диалог
2.Внутренняя речь
3.Импрессивная речь
4.Монологическая речь
Ответы:
№ вопр | Ответ | № вопр | Ответ |
1,2,5 | |||
1,2,4 | 1,2 | ||
1,3,5,6 | |||
2,4 | |||
1,3,4 |