Цели занятия: изучить понятия «образа жизни» и «здоровый образ жизни». Формы, методы и средства просветительской работы врача.
Место проведения: аудитория.
Продолжительность занятия: 2 часа.
Студент должен знать:
1. Систему основных культур здорового образа жизни.
2. Основные принципы рационального питания.
3. Двигательный и рациональный режим дня.
4. Просветительская работа. Цели, задачи, методы и средства.
5. План проведения учебного – просветительского занятия.
Студент должен уметь:
1.Использовать в своей работе основные принципы правил здорового образа жизни.
2.Довести до пациента в процессе общения значимость ценности здоровья.
3.Вести просветительскую работу (значимость прививок, медицинских осмотров и т. д.).
Темы проектов и рефератов:
- Самосохронительное поведение.
- Значение понятий «образ жизни» и «здоровый образ жизни».
- Просветительская работа врача.
- Особенности просветительской работы врача педиатрического отделения.
- Особенности просветительской работы врача инфекционного отделения.
- Особенности просветительской работы врача хирургического отделения.
- Особенности просветительской работы врачей различных специальностей.
- Просветительская работа врача в области перинатальной педагогики и психологии.
- Роль просветительских программ.
- Роль просветительских программ в триаде «врач-медсестра-пациент».
Рекомендуемая литература:
|
|
Основная литература:
1. Педагогика в медицине/Под ред. Н.В.Кудрявой. – М.: Академия, 2006 – 320с.
2. Белагурова В.А. Научная организация учебного процесса. – М., ГЭОТАР – Медиа, 2006 – 320с.
3. Б. М. Бим-Бад. Педагогический энцеклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. - 528 с.
Дополнительная литература:
1. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и комментариях. СПб.: Питер, 2006. – 320 с.: ил.
2. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Курс лекций. – М.: Омега – Л., 2005 – 336с.
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. 2- е, доп., исп. и перераб. – М., Льюс, 2001- 384с.
4. Столяренко Л.Д.Основы психологии: Практикум. Изд.7 –е Ростов на Дону.: Феникс,2006 – 704с.
5. Ананьев В. А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. - СПб.: Речь, 2006. - 384 с.
6. Ананьев В. А. Практикум по психологии здоровья. Методическое пособие по первичной специфической и неспецифической профилактике. - СПб. Речь, 2007. - 320 с.
7. А. Карелин. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Эксмо, 2007. - 416 с.
8. Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации. / Н. В. Кудрявая и др. - М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001- 301 с.
Исходный контроль уровня знаний:
- Что вы понимаете под термином «профилактика»?
- Что является целью просветительской работы врача?
- Какие задачи ставит просветительская деятельность врача?
- Какие формы и методы просветительская деятельность врача вы знаете?
- Роль просветительской деятельности врача с больным и его родственниками?
Основные вопросы темы:
|
|
- Определение понятий «образ жизни» и «здоровый образ жизни».
- Понятие образа жизни: культура питания, культура движения и культура эмоций.
3. Просветительская работа врача: Цели, задачи, формы, методы и средства.
- Роль просветительских программ.
- План проведения учебно-просветительского занятия.
Итоговый контроль уровня знаний:
1. Назовите факторы возможного влияния на формирование отношения человека к своему здоровью.
2. Как врач может воздействовать на отношение своих пациентов к собственному здоровью? Сформулируйте задачи просветительской работы врача. Назовите основные методы и средства, используемые в этой работе.
3. Какие вопросы необходимо затронуть, беседуя с пациентом по поводу образа жизни и его влияния на развитие и течение заболевания? Что определяет круг возможных вопросов? В каких случаях такие беседы крайне необходимы и обязательны? Имеется возможность использования материалов стандартизованного теста «Типология отношения к болезни» (ТОБОЛ), разработанного в Санкт-Петербургском научно-исследовательском психоневрологическом институте им.В.М. Бехтерева (СПб НИПНИ им. В.М.Бехтерева).
4. Припомните, участвовали ли вы в программе или отдельном занятии, посвященном вопросам здоровья, и в каком качестве? Кто, где и когда проводил это занятие? Какие цели и задачи ставил перед собой ведущий? Оцените успешность его проведения и эффективность, назовите удачные моменты и те действия, которые на ваш взгляд, были ошибочны.
5. Перечислите моменты, планирование которых необходимо при под готовке занятия, посвященного вопросам сохранения и укрепления здоровья. Какие дополнительные средства могут понадобиться при его проведении?