Под характеристикой магистрали понимается зависимость между подачей (расходом) жидкости и напором, необходимым для обеспечения этого расхода.
Характеристика магистрали (рис.3) описывается уравнением
,
где − статический напор, м;
S г – гидравлическое сопротивление трубопровода (магистрали);
− потери напора в магистрали при транспортировке.
Статический напор рассчитывается как
, где:
− геодезический напор равный сумме высот всасывания Н вс и нагнетания Н наг, (рис.1);
, м;
р 1 − давление в резервуаре, куда перекачивается жидкость, м;
р 2 − давление в резервуаре, откуда перекачивается жидкость, м..
Потери напора в магистрали
Здесь Sг – гидравлическое сопротивление магистрали, с2/м5 рассчитывается как,
,
где
L – длина трубопровода, м;
D – диаметр трубопровода, м;
G – ускорение свободного падения g = 9,81 м/c2:
λ – безразмерный коэффициент, характеризующий вязкость перекачиваемой жидкости (для чистой воды λ = 0,03).
Приведенные выражения позволяют оценить влияние длины и диаметра трубопровода на гид-
равлическое сопротивление магистрали и потери напора по трассе.
Рис. 3 Характеристики. насоса и магистрали: 1 – насос; 2 – магистраль |
Точка пересечения характеристик насоса и магистрали (точка 1 на рис 3) является рабочей точкой насосного агрегата.
Произведение напора Н1 на подачу Q1 определяет величину затраченной на транспортировку мощности, равной:
;
Здесь:
H1 – напор создаваемый насосом;
Q1 – подача насоса;
Pн- мощность на валу насоса;
- кпд насоса
Следует рассмотреть на рис.3 две характерные зоны I и II.
Зона I определяет запас потенциальной энергии, которую можно в дальнейшем использовать для выполнения работы в зависимости от требований технологического процесса.
Зона II определяет величину потерь энергии, затрачиваемой на транспортировку.
В дальнейшем будет показано, что часть потерь можно отнести к разряду нерациональных, подлежащих минимизации.