Естественно-научное и соц.-гуманит. познание. Сходство и разл

Существуют 2 крайние позиции в постановке и решению проблемы соотнош. соц.-гуманитар. и естеств.-научного познания.

1) никакого р азличия между соц. и естеств.-научн. формами и методами познания не существует! Е. Топольский, доказывая отсутствие специфики истор. познания, считает, что все проблемы, касающ. истор. позн., явл. проблемами, касающ. одновременно всякого познания. Фактическое отождествление гуман. познания с естеств-науч., сведение 1-го ко 2-му как эталону всякого познания. Это абсолютизация роли естеств. наук: научным считается только то, что относится к области этих наук, все остальное не относится к научному познанию, а это Ф-я («метафизика»), религия, мораль, культура и т. д.

2) Поиск указанного своеобразия, противопоставляя соц. знание естест.-научному, не видя между ними ничего общего. Особенно характерно баденской школы неокантианства (Виндельбанд, Риккерт). Для соц. познания характерно все то, что свойствнно познанию как таковому: описание и обощение фактов (эмпирич-кий этап), теоретич. и логичес. анализ, построение идеализиров. моделей. Ед-во всех форм и видов познания предполагает и определ. внутр. различия м/у ними, выраж. в специфике каждой из них.

Естествознание и гуманит. науки - ветви одной науки как целого. Естественник и гуманитарий «едят одно блюдо», хотя с разных концов и разными ложками'.

Начиная с XVII в., идет бурный процесс формирования естеств. наук, в ходе кот. на 1-й план выдвигается механика. Соц. познание развивалось в рамках Ф-ии истории. Специфика социал. (гумм.) познания: Предмет - мир чел-ка, а не просто вещь как таковая. Гуман. познание имеет дело с об-вом, соц. отношениями. 2. Ориентир. на процессы, т.е. на развитие общ. явлений. Глав. интерес тут - динамика, а не статика, глав. принцип его исслед. - историзм, кот. был раньше сформулирован в гуманит. науках, чем в естествозн. 3. Внимание – единичн., индивид-му (уникальному), но на основе конкретно-обшего закономерного. 4. Соц. познание - всегда ценностно-смысловое освоение и воспроизв. челов. бытия, которое всегда есть осмысленное бытие. 6. Важное значение имеет процедура понимания как приобщение к смыслам челов. деятельности и как смыслообраз-е 7. Имеет текстовую природу, т.е. между объектом и субъектом соц. познания стоят письм. источники. 8. Если естеств. науки непосредственно нацелены на вещи, их свойства и отношения, то гуманит. - на тексты, кот. выражены в определен. знаковой форме и которым присуще значение, смысл, ценность. 9. Ос-ть соц. познания - его ориентация на " качеств. окраску событий", а не количеств. Удельный вес колич. методов в соц. познании намного меньше, чем в науках естеств. 10. В соц. познании "нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реактивами - все это должна заменить "сила абстракции". Велика роль мышления. Если в естествозн. формой постижения объекта явл. монолог (ибо "природа молчит"), то в гуманит. познании - это диалог.

Абстракции и общие понятия в гумм. познании не отвергаются, но они здесь – вспомог. средства при описании индивидуал. явлений, а не самоцель, как в естествозн.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: