Осн стр-гии исследования соц реальности в Ф

Общ-во – это единство мат и дух процов. Это противоречив единство общих черт, объедин людей в какие-то коллективы, и индив людей, живущих сами по себе. Можно рассматривать общ-тво как целостное образование, развивающееся по не зависящим от Ч законам – объективистский подход, соц реализм. Индивидуальный Ч не интересует, а интересны только общие закономерности. Натуралистическая концепция – рассматривает общ-во как материальную систему прир происхождения. Соц физика у Конта – механические взаимод. Биологическая версия (Мечников, Спенсер) – перенесение эволюцион концепции на жизнь общ-а. Это все редукционизм. Соц потрясения обнаруживают связь с космическими явлениями. Концепция этногегнеза Гумилева. Концепция географического детерминизма.

След вариант описания общ-а. Общ-во – это система отношений, но не механических, а производственных. Во внимание принимаются производственные связи, связи не прир, а соц характера. Общ-во, по Марксу, рассм-тся как единое целое, а отдельные индивиды его особо не интересуют. Проц развития общ-а предстает не как сов-ть случайностей, а как естественный, а следовательно, прогнозируемый проц. Для марксистсткого подхода характерен наукоцентризм, марксизм становится основой для возникновения науч гуманитарного знания. Маркс учитывал в основном влияние Европы и изучал Европу – европоцентризм. Общ-во в рамках марксизма – это некая материальная система, у кот есть еще одно свойство, не присущее другим материальным системам – дух жизнь общ-а. Ограниченность марксизма – развитие общ-а по Марксу имеет строго направленный порядок, линейность; акцент ставится на общее, на материальное, один Ч в истор проце не прописывается, какова роль личности в истории; описывается влияние материальной основы на жизнь общ-а, а влияние духовной стор, а мир культуры, а менталитет людей, а искусство и т.д.

Вторая версия – историцизм. Уйти от субъект-объектной оппозиции, обращает внимание на индивидуальное и дух начало в жизни общ-а. Для натуралистической концепции важно объяснение, а для историцизма ­ понимание. Есть некая система ценностей. Каждый Ч по факту рождения ее застает. Эта система ценностей и ориентиров обладает множеством смыслов, Ч для себя этот смысл подчиняет и превращает в действие. Культурологический подход – акцентирует внимание на духовные ценности (Гегель). Психо-аналитическая версия (Хорни, Юнг, Фромм) – акцентирует внимание на важность сферы психики, кот напрявляет жизнь Ч, а следовательно, и общ-а. Ф жизни.

Достоинства концепции историцизма – акцент на духовные ценности, сьтремление посмотреть на Ч и его роль в проце социодинамики. Но нет явных закономерностей, все основано на индивидуальности, следовательно, трудно прогнозировать.

Поэт появляется синтетический подход (Вебер). Не только мат производственные отношения, не только дух начало, а социальное действие – это действие, в кот участвует Ч, обладающий См. Основой выступает социальное действие – это действие, всегда ориентированное на другого и несущее в себе опред смысл (коммуникация – это проявление соц действия). Человеческая история – это не переход от одних производственных отношений к другим, а это изм-е типа соц действия. В архаичном обществе это аффективное действие, потом – традиционное действие, потом – ценностно-рациональное действие, и в конце концов – целе-рациональное действие.

Общ-во – это сложн структурированное целое. В нем существуют разл подс-мы. Мы поймем, как функционирует общ-во, когда поймем, как функционируют его подс-мы. Подсистема, обеспечивающая адаптацию с прир – эк-ка, подсистема, кот вырабатывает цель – политика, подсистема, кот обеспечивает интегрированность, слитность, цельность общ-а – право, мораль, подсистема, кот обеспечивает воспроизводство общ-а – система социолизации. Все эти с-мы обеспечивают развертку проца эв-ции соц орг-ма.

Понимающая социология (Альфред Шюц) – социальные связи это не что иное как реализация выявляемых смыслов в культуре.

Синтетическая теория тоже не умирает. Социальное действие в современных условиях – это коммуникативное действие. Теория коммуникативного действия Хабермаса. Коммуникативный дискурс связывает общ-во в единое целое. Функционирование общ-а – это постоянное воспроизводство социальных институтов людьми, кот пытаются в рез-те дискуссий и рассуждений найти позицию, приемлемую для всех.

И наконец возникает теория соц практики (Бурдье, фр.). Носительсоциальных практик – агент. Агент – это Ч, кот действует в соц пространстве, осуществляя там свои стр-гии. Эти стр-гии осуществляются под влиянием полученной им инф-ции, а так же под влиянием его личных мотивов и факторов, убеждений, эмоций и т.д. Как баскетболист на площадке замысловато щемится к кольцу. Социальное пространство – это пространство, в кот есть точки напряжения, ресурсы капитала – мат-го, властный, культурный и т.д.

При нал-ии многообр-я опред-ий об-ва как с-мы, можно выд-ть две осн. Методологич-е страегии его исслед-я: индивид-м и теоретико-методологич-ий унив-зм. В зав-ти от принятой стр-гии и от того, что приним-ся в кач-ве системообраз-го эл-та об-ва, можно выд-ть нес-ко фунд-х конц-ий социума. Конц. соц. стратиф-ии, соответ-я стратег.методологич-го универсализма, исх-т из признания конституирующей роли в об-ве социокульт. общностей и их мобильности. В фил.соц. стратиф-я пон-ся в двух смыслах. В узком смысле конц-я соц. стратиф-ии рассм-ся в кач-ве опп-та марксистско-ленинской конц. классов, призванной преод-ть «жесткость» деления об-ва на классы по отн-ю к соб-ти на ср-ва пр-ва. В широком смысле слова конц. соц. стратиф., включ-ая в кач-ве версий марксистскую и неомарксистскую теор.классов, акцент-т вним-е на стр-ре об-ва как форме связи м/у общностями, обеспеч-щей целостность и стаб-сть разв-я общ-ва в целом. Парадигма соц. универсализма, ориент-ю не ст-ко на изуч-е мотивов и смыслов инд-х соц. д-й, ск-ко на функц-е обезлич-ых структ-х комп-ов об-ва-его подсистем. Исп-я системные предст-я биол-и, он сформулировал 4 функц-ых треб-я, предъявляемых к соц. системам:1.адаптации(к физич. окруж-ю);2.целедостиж-я(получ-я удовл-я); 3.интеграции (поддержания бесконфликтности и гармонии внутри с-мы);4.воспр-ва ст-ры и снятия напряж., латентность с-мы (подд-е образцов, сохр-е нормативных предписаний и обеспеч-е след-я им). В об-ве эти ф-ии соц. с-мы, известные как адаптация-целеполагание-интегр-я-латентность) обеспеч-ся соответств-ми подсистемами (эк-ка-политика-право-соц-ция),каждая из кот. имеет специализ-ый х-р. Вместе с тем, они доп-т др.др. как части ед-го соц. орг-ма, позв-я, во имя избеж-я возм-х противоречий, соизмерять соц. д-я акторов.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: