Ст-ра науч исследования и уровни орг-и науч знания

1. Структурирование науч знания. Структурировать науку можно по разным основаниям, напр, выделить дисциплинарную организацию науки. Но наиболее продуктивным является выделение эмпирического и теоретического уровня орг-и науч позн-я.

2. Специф эмпирического уровня – в том, что он направлен конкретно на объект.

3. Ст-ра эмпирического уровня:

· данные наблюдений;

· научные факты – инварианты множества наблюдений;

· эмпирические закономерности – связь между собой науч фактов (сами по себе ничего не объясняют).

4. Методы эмпирического уровня:

· Наблюдение – есть постановка цели, план наблюдения, носит систематизированный характер. Предпол максимальную приближенность к естественной сути проца. Но есть проблема воспроизводимости. Проводятся в естественных условиях и не всегда позволяют выявить осн закономерности и могут быть опасными для наблюдателя.

· Эксперимент – исследование в искусственно созданных условиях. Вхождение в науку эксперимента связано с именами Галилея и Бэкона.

Свойства эксперимента:

- воспроизводим;

- момент абстрагирования – можно выделить только нужные явления;

- использование экстремальных усл-й, кот нет в прир.

· Описание – фиксация рез-тов в языке.

5. Тенденции развития эмпирического уровня.

В ходе развития науч позн-я, несмотря на огромные заслуги в эт проце теоретического исследования, эксперимент не только не утрачивает свою ценность, но приобретает все большую значимость. Особенно ярко она проявл, напр, при изучении мега- и микромира, в осуществлении кот существенная роль принадлежит совр экспериментальным установкам и входящим в них сложным приборным комплексам, без обращения к кот невозможно не только зафиксировать важнейшие параметры изучаемой предметной области, но даже просто выявить объект исследования и сделать его точкой приложения исследовательских усилий.

Научное позн-е представляют собой сложно организованную целостность, отличающуюся особой структурной организацией. Структурирование науч позн-я может быть проведено по разным основаниям. Наиболее репрезентативным является подход, учитывающий специф научной деятельности и её рез-тов в ходе эмпирического и теоретического исследования. В соответствии с этим подходом правомерна констатация различий эмпирического и теоретического уровней науч исследования по ряду параметров, среди кот важнейшее место занимают: специф решаемых задач, целей исследования и методов их реализации, а также особенности полученных науч знаний и языковых средств их выражения. Учет названных параметров позволяет выявить взаимоисключение между двумя уровнями науч исследования. Так эмпирическое исследование призвано выявить и зафиксировать относительно неглубокие связи и характеристики изучаемых объектов, за коти скрываются внутренние существенные и необходимые параметры, на изучение кот нацелено теоретическое позн-е. Эмпирическое исследование призвано описать изучаемый объект, систематизировать собранную о нем информацию, а осн задачей теоретического позн-я является объяснение исследуемых явлений. Решая поставленные задачи в эмпирическом и теоретическом позн-и, ученый обращается к разл методам исследования. К числу методов эмпирического уровня науч позн-я относятся такие исследовательские процедуры, как сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, описание. Специф теоретического уровня науч позн-я ярче всего характеризуют такие методы, как идеализация, знаковое моделирование, формализация, метод мысленного эксперимента, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, метод математической гипотезы, метод вычислительного эксперимента, метод восхождения от абстрактного к конкретному и др. Существенным образом отличаются между собой и рез-ты, полученные в ходе эмпирического и теоретического исследования. В первом случае к ним относятся научные факты, эмпирические обобщения и закономерности. Во втором -научные теории, являющие собой высшие достижения теоретического исследования. Эмпирический и теоретический уровни науч позн-я не только взаимоотрицают, но и взаимопредполагают друг друга. Развитие теоретического исследования постоянно нуждается в притоке инф-ции, поставляемом эмпирическим уровнем науч позн-я. В свою оч-дь научные факты как важнейшие эл-ы эмпирического базиса науки оказываются теоретически нагруженными. Своеобразным свидетельством единства двух уровней исследования в науке выступают такие формы поиска и роста науч знания, как проблема, вопр и гипотеза, а также общелогические методы исследования: обобщение, абстрагирование, моделирование и аналогия, индукция и дедукция, анализ и синтез. Между двумя обозначенными уровнями науч исследования легко уловить и отношение тождества, поскольку каждый из них воплощает в себе характерные черты науч и только науч позн-я. В силу ряда обстоятельств градацию на эмпирический и теоретический уровни науч исследования нельзя отождествлять соответственно с чувственными и рациональными формами позн-я, поскольку вычленение последних опирается на учет специфических особенностей познавательной деятельности Ч как таковой. Т.о, эмпирический и теоретический уровни науч исследования оказываются связанными между собой отношениями диалектического противоречия, что в свою оч-дь позволяет усмотреть в их взаимод один из самых действенных источников развития науч позн-я.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: