изобразительной деятельности детей

К научно-методической и научно-исследовательской работе в педагогических институтах привлекаются преподаватели, аспиранты и студенты художест­венно-графических факультетов через систему научно-студен­ческих обществ. Эта работа по своему содержанию тесно связана с учебной и служит более углубленному изучению поставленных проблем. Получению исследовательских навыков будущих педагогов способствует участие в научно-практических конференциях, прохождение педагогической практики, подготовка дипломного проекта.

Научное творчество включает подбор основной и дополнительной информации, ее обобщение и представление в форме удобной для анализа и выводов. Работая над каким-либо частным вопросом или разделом, надо постоянно видеть его связь с проблемой в целом, а разрабатывая широкую проблему, уметь делить ее на части, каждую из которых продумывать в деталях.

Научные факты характеризуются такими свойствами, как новизна, точность, объективность и достоверность.

Новизна научного факта говорит о принципиально новом, неизвестном до сих пор предмете, явлении или процессе. Это не обязательно должно быть научное открытие, но должно быть новое знание о предмете исследования, новый взгляд на известные процессы или новое видение проблемы.

Точность предполагает соответствующую методику замеров с подробно разработанными критериями оценки, возможно и уровнями развития исследуемого качества или процесса.

Объективность факта подтверждается научными данными, полученными из различных источников информации, всесторонним изучением исследуемого явления.

Достоверность научного факта подтверждает его реальное существование, повторение в аналогичных ситуациях. При отборе фактов надо быть научно объективным. Нельзя отбрасывать факты только потому, что их трудно объяснить или найти их практическое применение. Точность научного факта определяется объективными методами и характеризует совокупность наиболее существенных признаков предметов, явлений, событий, их количественных и качественных определений.

На основании научных фактов определяются закономерности явлений, строятся теории и концепции, выводятся законы.

Как известно, многолетние теоретико-методологические и экспериментальные исследования ведущих ученых в области общего художественного образования привели к созданию соответствующих научных школ (Кузин В.С., Неменский Б.М., Шпикалова Т.Я., Сокольникова Н.М. и др.). Отдельные дипломные работы могут быть осуществлены в рамках одной из названных научных школ. Цель подобных работ состоит в решении частных вопросов в рамках той или иной уже достаточно апробированной концепции, что ни сколько не умоляет значения таких работ. Дипломники могут провести сравнительный анализ различных научных школ. Могут быть актуальными также исследования других авторских школ.

При разработке дипломных проектов желательно учитывать результаты социологических исследований художественных интересов российских школьников, отечественный и зарубежный опыт преподавания искусства в школе, достижения современной теории педагогики, возрастной психологии, психологии художественного творчества, искусствоведения, эстетики и других смежных отраслей научного знания. Например, данные междисциплинарных комплексных исследований художественной культуры российских детей и подростков, проводившиеся Российской академией образования, НИИ искусствознания, Московским государственным университетом культуры и др.

Написание дипломной работы является для многих студентов первым опытом проведения научных исследований. Как правило, эта работа имеет теоретическую и практическую часть. В теоретической части проводится анализ литературы по теме исследования с целью ее научного обоснования, а также обобщение ранее известных сведений с других научных позиций. В этой связи такой материал может содержать дискуссионные вопросы. В практической части обязательно раскрывается ход исследования, детально описывается его методика, критерии оценки и обстоятельно раскрываются результаты. Их желательно обобщить с помощью формул, графиков, диаграмм, таблиц, схем и др.

Дипломная работа пишется в безличной форме, научным языком, для которого характерен формально-логический способ изложения материала. Такое изложение состоит главным образом из рассуждений, целью которых является доказательство истин и фактов, выявленных в результате исследования. Часто употребляются выражения «рассматриваемая проблема», по мнению, по сведениям, установлено, проанализировано, описано и др. Перед общепринятым определением необходимо поставить фразу «как известно». Цитаты оформляют в кавычки и указывают источник информации вплоть до страницы.

Прежде всего, на основе анализа существующей теории и практики необходимо выявить наиболее перспективные направления для исследования, определить проблему и тему, дать ее обоснование, подчеркнув актуальность, новизну, теоретическую и практическую значимость. Это делается во введении.

Дипломная работа является квалификационной работой, поэтому то, как ее автор выбирал и насколько правильно обосновал тему, характеризует его профессиональную подготовленность. Тема дипломной работы выбирается студентом на основании собственных научных интересов, практического опыта и научного кругозора по предложенной тематике. Практика показывает, что правильно выбрать тему – это уже половина успеха. Тема дипломной работы должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития искусства, психологии, педагогики и методики.

Содержание работы необходимо направить на решение задач, стоящих перед общеобразовательной школой на современном этапе. Дипломная работа должна носить научно-исследовательский характер. Педагогическая направленность и методическая разработка тематики является обязательной для всех дипломных работ.

Дипломную работу необходимо логически выстроить, начиная от анализа общетеоретических положений и вопросов разрабатываемой темы, описания собственного педагогического опыта до выводов. Освещение актуальности должно быть не многословным. Достаточно на одной–двух страницах показать суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Проблема возникает, когда существующее научное знание оказывается недостаточным для решения рассматриваемой противоречивой ситуации. Принято считать, что сформулировать научную проблему – значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что необходимо понять о предмете исследования.

В исследовании, как правило, выдвигается гипотеза, то есть предполагается, что исследуемый процесс будет наиболее эффективно протекать при определенных условиях. В дипломных работах гипотеза может не выдвигаться.

Очень важно правильно сформулировать цель и задачи исследования. Цель носит общий характер. А задачи показывают необходимые этапы, составляющие для достижения цели. Обычно каждая задача раскрывается в отдельном параграфе, но может быть и по-другому. Формулировки этих задач необходимо делать тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав диплома. В конце каждой главы формулируют выводы, которые содержат новизну и практическую значимость дипломной работы.

При изучении литературы не нужно только заимствовать материал, следует стремиться обдумать найденную информацию и прийти к новому знанию. Анализируя литературу по выбранной теме, дипломник обращает внимание только на ту информацию, которая имеет непосредственное отношение к теме диплома.

Необходимое условие достижения поставленной цели – правильный выбор методов исследования. Методы научного познания принято делить на общие и специальные. Общие методы используются на всем протяжении исследовательского процесса и в самых различных по предмету науках. Специальные методы применяются для определения научного знания в конкретных областях. Как известно, общие методы научного познания обычно делят на три группы: методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному); методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.).

Среди основных методов изучения преподавания ИЗО в школе наиболее часто применяются следующие:

1) системный анализ сложившейся практики преподавания искусства в школе;

2) контен-анализ действующих учебных программ, учебников, учебных и учебно-методических пособий по предметам художественного цикла для дошкольных учреждений, школ, дополнительного образования;

3) теоретическое моделирование перспективной художественно-образовательной системы как компонента целостного образовательного пространства учебного заведения.

Далее в исследовании обычно формулируются объект и предмет исследования. Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет – это то, что находится в границах объекта. Объект и предмет исследования как категории научного познания соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно он и определяет тему диплома, которая обозначается на титульном листе. Хотя в дипломной работе объект и предмет формулировать не обязательно.

Поскольку основным объектом научных исследований в обла­сти методики преподавания является школьник, то, естественно, здесь нельзя обойтись без психологии, физиоло­гии, педагогики и ряда других отраслей наук, тесно связанных с деятельностью человека.

Методологическим обоснованием многих исследований в области изобразительного искусства являют­ся труды известных психологов Б.М. Теплова, Е.И. Игнатьева, Н.Н. Волкова, В.Ф. Ломова, В.П. Зинченко и др. Прежде всего, теория культурно-исторического развития психики, созданная Л.С. Выгодским и А.Р. Лурия, а также учение К.Г. Юнга об архетипах коллективного бессознательного в искусстве.

Важную теоретико-методологическую основу дипломных работ составляют труды выдающихся отечественных дидактов и педагогов (Ю.К. Бабанский, В.В. Давыдов. Л.В. Занков, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, В.В. Розанов и др.).

Философское обоснование научной работы студенты могут сделать на основе трудов отечественных мыслителей Н. Бердяева, И. Ильина, В. Соловьева, П. Сорокина, П. Флоренского, раскрывающих смысл творчества, соотношение культуры и цивилизации, роль и место искусства в жизни человека, человеческих общностей и человечества, влияние художественной деятельности на микро- и макрокосмос человека. Существенное значение имеет изучение литературы по вопросам детского творчества – работ Л.С. Выгодского, Е.И. Игнатьева, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, Д.Б. Эльконина и др.

Культурно-исторической базой концептуальных подходов гуманитарных исследований в наши дни все чаще становятся труды Л.Н. Гумилева, А.Ф. Лосева, Б.А. Рыбакова, Д.С. Лихачева и др.

Широко следует использовать данные, полученные специалистами эстетического воспитания школьников в процессе их обучения ИЗО: А.Д. Алехиным, Г.В. Бедой, В.С. Кузиным, Т.С. Комаровой, С.П. Ломовым, Б.М. Неменским, Н.Н. Ростовцевым, Л.Г. Савенковой, Н.М. Сокольниковой, Е.В. Шороховым, Т.Я. Шпикаловой, Б.П. Юсовым и др.

Если дипломная работа носит практический характер, то, как правило, гипотеза подтверждается экспериментальным исследованием. Оно имеет ряд преимуществ: эксперимент позволяет исследовать свойства объектов действительности в специально созданных условиях; явление может быть изучено в «чистом виде»; важнейшим достоинством эксперимента является его повторяемость. Экспериментальный метод можно осуществлять как непосредственно с объектом, так и с его моделью, если непосредственное оперирование с объектом затруднительно или невозможно. Поэтому моделирование широко распространено в науке и позволяет на сравнительно небольших коллективах изучать определенные общественные явления.

Как научное произведение дипломная работа должна иметь внутреннее единство и свидетельствовать об определенном личном вкладе автора в исследование проблемы. Новые решения, предложенные дипломником, должны быть строго аргументированы и критически оценены по сравнению с известными решениями. Научная новизна проявляется в наличии теоретических положений, которые впервые сформулированы и содержательно обоснованы, методических рекомендаций, которые оказывают существенное влияние на достижение новых значимых результатов.

Научная новизна исторических исследований состоит во введении в научный оборот новых не использованных ранее научных источников, во вскрытии закономерностей и основных путей развития той или иной науки.

Выпускная квалификационная работа должна включать в себя следующие структурные элементы: введение, как минимум 2 главы, заключение, список использованной литературы, приложения (если это необходимо). Структура работы может варьироваться в зависимости от направленности и характера ее содержания.

Введение — ответственная часть научного исследования, в кото­рой представлен его научный аппарат. Во введении обосновывается актуальность выбора темы исследования, определяется его пробле­матика, задается цель исследования, ставится ряд задач, обознача­ются теоретические и методологические основы исследования, представляется совокупность методов, используемых для решения поставленных задач и определяющих логику исследования, обос­новывается теоретическая и практическая значимость.

Основная часть должна строго соответствовать выбранной теме, а содержание глав — их названиям. Количество глав, параг­рафов строго не регламентировано, поскольку служит формаль­ным показателем логической последовательности и взаимосвя­занности излагаемого материала, однако не рекомендуется его чрезмерно мелкое дробление.

Первая глава выпускной квалификационной работы, носит те­оретический характер, и представляет собой развернутый обзор существующих мнений, взглядов, подходов к изучению представ­ленного явления, отражает сложившиеся теоретические основы и тенденции его изучения. Первая глава включает анализ исто­рии вопроса и его современного состояния, обзор литературы по исследуемой проблеме, представление различных точек зрения и обоснование позиций автора исследования, анализ и классифи­кацию привлекаемого материала на базе избранной дипломником методики исследования. Здесь необходимо продемонстрировать не только знание литературы по исследуемым вопросам, но и уме­ние (либо его отсутствие) систематизировать источники, крити­чески их рассматривать, выделяя существенное, оценивать ранее сделанное, выделять главное в современном состоянии проблемы.

Вторая глава дипломной работы носит практический характер. В ней описывается ход выполнения дипломного исследования, последовательность выполнения практической части, показыва­ются эскизные поиски и окончательные варианты проекта. Как правило, для опытно-экспериментальной работы по ИЗО выбираются контрольные и экспериментальные классы. В контрольных классах работа осуществляется по традиционным программам, а в экспериментальных проверяется эффективность нового содержания и методов.

Структура работы может варьироваться в зависимости от на­правленности и характера ее содержания. При необходимости количество глав может быть увеличено до 3 —4-х.

Чтение литературы по выбранной теме нужно начинать с общих работ, чтобы получить представление об основных вопросах, а затем уже переходить к частным методикам и отдельным аспектам.

Как известно, изучение научной литературы следует проводить по этапам:

-- общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению;

-- беглый просмотр всего содержания;

-- чтение в порядке последовательности расположения материала;

-- выборочное чтение какой-либо части произведения;

-- выписка представляющих интерес материалов;

-- критическая оценка записанного, его редактирование или цитирование.

При исследовании литературы не нужно стремиться только к заимствованию материала. Этот процесс должен сопровождаться обдумыванием найденной информации с целью рождения собственных мыслей подтверждающих или опровергающих ее. Анализируя литературу, выбирают только информацию по выбранной теме. Таким образом, критерием оценки прочитанного является возможность его практического использования в исследовательской работе, например, при написании диплома.

Анализируя литературные источники, нужно очень тщательно следить за оформлением цитат, выходных данных книг, чтобы в дальнейшем было легко ими пользоваться.

Наиболее распространенными являются ошибки, связанные с использованием источников, возникающие, как правило, в свя­зи с неправильным пониманием (и как следствие — использова­нием) метода теоретического анализа. Простое перечисление источников малоинформативно. Целесообразно проанализи­ровать несколько наиболее распространенных теоретических подходов к тому или иному явлению, сопоставить их, а более подробно остановиться на том, который представляется наибо­лее авторитетным. Для подтверждения собственных выводов обязательно следует приводить высказывания ученых-предшес­твенников. В то же время нет необходимости перегружать текст исследования длинными цитатами. Вполне достаточно переска­зать своими словами суть того или иного подхода и обосновать (с точки зрения поставленной цели и решаемых задач) свой выбор. Если требуется точное воспроизведение текста цитиру­емого автора, следует помнить основные правила цитирования. Не рекомендуется в качестве источника использовать только учебник (научное исследование предполагает более глубокое погруже­ние в исследуемую проблему).

Заключение — последовательное, логически стройное изложе­ние итогов исследования и их соотношения с целью и поставлен­ными задачами, сформулированными во введении.

Приложение — это необходимая часть работы, которая, как пра­вило, носит вспомогательный, справочный характер. В приложе­ниях могут быть представлены краткие описания используемых методик, образцы документации, различного рода таблицы и гра­фические материалы. Часто наиболее значимые фрагменты при­ложений используются в виде раздаточного материала, предлага­емого членам аттестационной комиссии.

Научный аппарат исследования (иногда его определяют как понятийный аппарат) определяется на начальном этапе работы. Его составляют: актуальность, цель, проблема, объект, предмет, гипотеза, задачи, методика, новизна и теоретическая и практи­ческая значимость. Для выпускной квалификационной работы по ИЗО в научном аппарате рассматривают­ся актуальность, цель, задачи, методы исследования, его новизна, теоретическая и практическая значимость. Гипотеза выдвигается при желании дипломника. Все это описывается во введении.

Актуальность исследования показывает значимость выбран­ной темы дипломной работы на современном этапе.

Проблема исследования во многом обуславливается сложив­шимися противоречиями в той или иной сфере человеческой де­ятельности.

Цель исследования — это мысленное предвосхищение (про­гнозирование) будущего результата, того, что мы, собственно, стремимся получить по его завершению.

Задачи исследования — это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставлен­ной цели.

Методика исследования — это совокупность методов, при­емов, способов исследования, их субординация и порядок при­менения, при помощи которых дипломнику удалось решить пос­тавленные задачи и получить определенные результаты.

Новизна исследования показывает, что нового в развитие тео­рии, уточнение ее положений или понятий внес дипломник

Теоретическая значимость определяется результатом, кото­рый был получен впервые, либо подтвержден, обновлен, уточнен или нашел дальнейшее развитие в ходе решения поставленных в исследовании задач.

Чаще всего в дипломных работах (в силу объема проводимого исследования) полученный результат носит, прежде всего, прак­тический характер. В этой связи практическая значимость иссле­дования — это рекомендации или результаты использования дан­ных исследовательской работы в школьной практике.

Введение содержит обоснование темы исследования, ее актуальности и практической значимости, формулирование целей и задач работы, определение понятийной базы и методов исследования. Главы включают анализ истории вопроса и его современного состояния, обзор литературы по исследуемой проблеме, представление различных точек зрения и обоснование позиций автора исследования, анализ и классификацию привлекаемого материала на базе избранной дипломником методики исследования.

Для выпускных квалификационных работ, имеющих экспериментально-методическую, практико-ориентированную тематику, обязательна экспериментальная глава, которая содержит описание хода и результатов проведенного эксперимента, формулирование выводов и рекомендаций. В заключение отмечаются перспективы дальнейшей разработки проблемы.

В заключении дипломной работы говорится о том, в какой степени достигнута цель, обобщается как решены задачи, указывается получила ли гипотеза подтверждение, приводятся сведения о практическом использовании полученных автором научных результатов и рекомендации по использованию теоретических выводов. Могут быть намечены перспективы дальнейших исследований заявленной темы.

В конце дипломной работы обязательно составляется список литературы, содержащий разнообразные виды источников, содержание которых связано с темой. К ним относятся материалы отечественных и зарубежных изданий.

Общий объем дипломной работы обычно не превышает 70-80 страниц, за исключением работ искусствоведческого характера, где допустимо 100-120 и даже большее количество страниц, включая иллюстрации. Кроме этого, в дипломе может быть одно или несколько приложений разнообразного характера, дополняющих и иллюстрирующих его содержание. Оформление дипломной работы должно соответствовать требованиям, предъявляемым к рукописям, направляемым в печать.

Желательно, чтобы студенты привлекались к научно-исследовательской работе буквально с 1 курса через выступление с докладами и сообщениями, написание курсовых работ, публикацию статей и др.

Школьников также необходимо вовлекать в посильную для них исследовательскую работу, подготовку докладов, написание рефератов, выполнение творческих проектов. Обучение ИЗО предоставляет для этого богатейшие возможности.

Ответьте на вопросы и выполните задания

1. Какими свойствами обладают научные факты?

2. На труды каких ученых следует опираться в научно-исследовательской работе по ИЗО.

3. Перечислите основные методы изучения преподавания ИЗО в школе.

4. Как следует подходить к выбору темы дипломной работы?

5. Какие исследовательские навыки можно приобрести в процессе написания дипломной работы?

6. Охарактеризуйте научный аппарат теоретического исследования.


[1] Игровая концепция культуры целостно была сформулирована нидерландским историком и философом идеалистом Й. Хейзингом (1872─1945гг.) в работе, “Homo Ludens; Статья по истории культуры” (1938). Концепция игрового генезиса культуры нашла отражение также в трудах Гадамера, который анализировал историю и культуру как своеобразную игру в сфере языка, а также в работе Е. Финка “Основные феномены человеческого бытия”.

[2] Аникеева Н.П., "Педагогика и психология игры". М.,1986; Богомолова Н.Н., "Ситуационно–ролевая игра, как активный метод социально–психологической подготовки // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии", М.,1977; Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка //Вопросы психологии. 1966, №6; Гуревич П.С. Игра / Культурология. XX век. Словарь. - СПб., 1997; Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978; Эпштейн Н.П., "Игра в жизни и искусстве // Советская драматургия", М., 1982, №2.

[3] Терский В.Н., Игра. Творчество. Жизнь. М., 1966; Тэрнер В. Символ и ритуал. - М., 1983; Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания. Кемерово, 1992; Сапронов П.А. Культурология. Курс лекций по теории и истории культуры. - СПб., 1998; Антология исследования культуры. - СПб., Т.1, 1997; Столович Л.Н., Искусство и игра / Эстетика. М., 1987.

[4] Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М., 1980 с. 209-210.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: