Упражнения. 1. Объясните, каким образом данное высказывание Р

1. Объясните, каким образом данное высказывание Р. Декарта соответствует содержанию предмета философии?

«Вся философия подобна как бы дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви, исходящие от этого ствола – все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике… Подобно тому, как плоды собирают не с корней и не со ствола дерева, а с концов его ветвей. Так и особая полезность философии зависит от тех ее частей, которые могут быть изучены только под конец».

2. Какое значение для понимания сущности философии имеет это высказывание Г. Гегеля? Как отразились научные открытия на развитии философии? (И. Ньютон, Р. Декарт, А. Эйнштейн).

«Философствование без системы не может иметь в себе ничего научного; помимо того, что такое философствование само по себе выражает скорее субъективное умонастроение, оно еще случайно по своему содержанию».

3. Какое влияние оказывает философия на формирование Вашего самосознания, Вашей жизненной позиции?

4. Ф. Энгельс сформулировал основной вопрос философии: «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии есть вопрос об отношении мышления к бытию».

А. Камю писал: «Есть лишь поистине серьезный философский вопрос – вопрос о самоубийстве. Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой, или она этого не стоит, - значит ответить на основополагающий вопрос философии».

Чем объяснить, что именно философия пришла к необходимости постановки основного вопроса?

Можете ли Вы объяснить многообразие представлений об основном вопросе философии?

5. Прочитайте и прокомментируйте отрывок из работы В.С. Соловьева «Исторические дела философии».

«В мире древнем, где челове­ческая личность по преимуществу была подавлена началом природным, материальным, как чуждою внешнею силою, философия освободила чело­веческое сознание от исключительного подчинения этой внешности и дала ему внутреннюю опору, открывши для его созерцания идеальное духовное царство, в мире новом, христианском, где само это духовное царство, само это идеальное начало, принятое под фирмою внешней силы, завладело сознанием и хотело подчинить и подавить его, философия восстала против этой изменившей своему внутреннему характеру духовной силы, сокрушила ее владычество, освободила, выяснила и развила собственное существо человека сначала в его рациональном, потом в его материальном элементе.

И если теперь мы спросим: на чем основывается эта освободительная деятельность философии, то мы найдем ее основание в том существенней­шем и коренном свойстве человеческой души, в силу которого она не останавливается ни в каких границах, не мирится ни с каким извне данным определением, ни с каким внешним ей содержанием, так что все блага и блаженства на земле и на небе не имеют для нее никакой цены, если они не ею самой добыты, не составляют ее собственного внутреннего достояния. И эта неспособность удовлетвориться никаким извне данным содержанием жизни, это стремление к все большей и большей внутренней полноте бытия, эта сила-разрушительница всех чуждых богов,— эта сила уже содержит в возможности то, к чему стремится,— абсолютную полноту и совершенство жизни. Отрицательный процесс сознания есть вместе с тем процесс поло­жительный, и каждый раз как дух человеческий, разбивая какого-нибудь старого кумира, говорит: это не то, чего я хочу,— он уже этим самым дает некоторое определение того, чего хочет, своего истинного содержания.

Эта двойственная сила и этот двойной процесс, разрушительный и творческий, составляя сущность философии, вместе с тем составляет и собственную сущность самого человека, того, чем определяется его досто­инство и преимущество перед остальною природой, так что на вопрос: что делает философия? — мы имеем право ответить: она делает человека вполне человеком. А так как в истинно человеческом бытии равно нуждаются и Бог, и материальная природа,— Бог в силу абсолютной полноты своего существа, требующий другого для ее свободного усвоения, а материальная природа, напротив, вследствие скудости и неопределенности своего бытия, ищущей другого для своего восполнения и определения, - то, следователь­но, философия, осуществляя собственно человеческое начало в человеке, тем самым служит и божественному и материальному началу, вводя и то, и другое в форме свободной человечности.

Так вот, если кто из вас захочет посвятить себя философии, пусть он служит ей смело и с достоинством, не пугаясь ни туманов метафизики, ни даже мистицизма; пусть он не стыдится своего свободного служения и не умаляет его, пусть он знает, что, занимаясь философией, он занимается делом хорошим, делом великим и для всего мира полезным <…>» («Исторические дела философии». – Вопросы философии. − 1988. − № 8. С. 123 -125).

Тест

1. Предметом философии является

1) природа и ее законы;

2) человек и его месть в мире;

3) общественно-исторические процессы;

4) универсальные законы и принципы.

2. Онтология – это философское учение

1) о бытии;

2) о ценностях мира;

3) о происхождении Вселенной;

4) о доказательствах.

3. Материалистическая точка зрения:

1) сознание – свойство высокоорганизованной материи;

2) сознание – свойство всей материи;

3) сознание материально;

4) сознание человека – проявление мирового духа.

4. «Я утверждаю, что никаких вещей нет. Мы просто привыкли говорить о вещах; на самом деле есть только мое мышление, есть только мое «Я» с присущими ему ощущениями. Материальный мир нам лишь кажется, это лишь определенный способ говорить о наших ощущениях» Данное высказывание принадлежит

1) материалисту;

2) объективному идеалисту;

3) дуалисту;

4) субъективному идеалисту

5. О каком историческом типе мировоззрения идет здесь речь: «Это − целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции»?

1) мифология;

2) религия;

3) философия;

4) наука.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: