НА ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ
Познание представляет собой форму активной
Деятельности людей, направленную на приобретение
Знаний о мире. Знание - это результат познаватель-
Ной деятельности, выраженный в идеальных образах
И закрепленный в знаках естественных и искусствен-
Ных языков. Познание обусловлено общественно-
Исторической практикой. Это такое взаимодействие
Объекта и субъекта, результатом которого является
Новое знание о мире.
Представители такого учения, как агностицизм,
Отрицают (полностью или частично) принципиальную
Возможность познания реального мира, выявления
Его закономерностей и постижения объективной
Истины.
Сторонники скептицизма в отличие от агностиков
Не отрицают познаваемость мира, но либо сомневают-
Ся в возможности его познания, либо, совсем не со-
Мневаясь в этом, останавливаются на отрицательном
Результате. Подобный подход излишне субъективен,
Хотя скептицизм в каком-то определенном смысле спо-
Собствует преодолению заблуждений и достижению
|
|
Истины.
Материалистические теории познания строят-
Ся на понимании того, что познание - это отражение
Внешнего мира в голове человека, воспроизведение
Изучаемого объекта таким, каков он есть вне челове-
Ческого сознания. Приблизительно так материализм
XVII—IX вв. (Ф. Бэкон, М. Гоббс, Д. Локк,
П. Гольбах, Б. Спиноза,/!. Фейербах, Н. Черны-
шевский н др.), хотя и исходил из этого положения,
Но не выстраивал его последовательно. Ограничен-
Ность материалистов этого периода в понимании по-
ВИДЫ ПОЗНАНИЯ
Существует два вида познания: познание как
Процесс и как форма духовной деятельности. Как фор-
Ма духовной деятельности оно существует в общест-
Ве с момента его возникновения, проходя с ним
Определенные этапы развития. На каждом из этапов
Процесс познания осуществляется в многообразных
И взаимосвязанных социально-культурных формах,
Выработанных в ходе истории человечества. Следо-
Вательно, познание как целостный феномен нельзя
Сводить к какой-либо одной форме, даже такой важ-
Ной, как наука.
На ранних этапах развития истории человечества
Существовало обыденно-практическое познание,
Заложившее элементарные сведения о природе, а так-
Же о самих людях, их условиях жизни, общении, со-
Циальных связях и т. д. Основу данной формы познания
Составляли опыт повседневной жизни, практика людей.
Исторически первая форма - игровое познание
Как важный элемент деятельности не только детей,
Но и взрослых. В ходе игры человек выполняет актив-