Эстетической теории

СО

Эстетика (от греч. aisthesis - ≪чувственное вос-

приятие≫) -- наука о закономерностях эстетического

Освоения человеком мира, о сущности и формах твор-

Чества по законам красоты.

Эстетика зародилась около 2,5 тыс. лет назад,

В эпоху рабовладельческого общества - в Египте, Ва-

Вилоне, Индии и Китае. Большое развитие получила

В античной Греции, особенно в трудах Платона,

Аристотеля и других, в Древнем Риме - в работах

Лукреция Кара, К. Горация и др. В борьбе с мисти-

ческими учениями западного Средневековья о ≪бо-

жественной красоте≫ (Августина, Фомы Акви не ко-

Го) развивались гуманистические реалистические

Тенденции в трудах мыслителей эпохи Возрождения

(Ф. Петрарки, Л.-Б. Альберти, Леонардо да Вин-

Ни, А. Дюрера, Дж. Бруно и др.).

Преодолевая идеи аристократической эстетики,

Утверждают связь искусства с реальной жизнью тео-

Ретики Просвещения (Д. Берн, Д. Дидро, Ж. -Ж. Рус-

со, И. Винкельман≫ Г, Лессинг, И. Гердер), а так-

Же продолжатели их традиций И. Шиллер и И. Гете.

Большую роль в развитии эстетики сыграла немецкая

Классическая философия (И. Кант, Ф. Шеллинг,

Г. В. Ф. Гегель), Самое ценное в эстетической концепции

Г. В. Ф, Гегеля ~ историзм в подход!? к искусству, диалекти-

Ческий анализ его форм и категорий, понимание суб-

Станциальной связи искусства с жизнью и т. д.

Однако эстетика немецких философов была идеа-

Листической, что сказалось на трактовке многих ее

Проблем. Весь ход истории эстетики представляет

Собой борьбу материализма и идеализма, отражаю-

Щую в конечном счете борьбу классов на каждом исто-

Рическом этапе развития общества. Идеалисты рас-

I Эстетическое (как чувственно воспринимаемое

I и приносящее удовольствие и наслаждение) присуще

I различным сферам человеческого бытия. Носителя-

Ми эстетического потенциала являются природа, че-

I ловек, процесс и результат человеческой деятельно-

I сти. Можно говорить о красоте осеннего пейзажа,

Назвать красивым поступок, стиль поведения, ориги-

Нальный ход рассуждения, способ реализации идеи.

Но в поисках прекрасного мы обращаемся прежде

Всего к искусству, ибо именно в нем гармония и со-

Вершенство есть цель, воплощенная в творениях ху-

Дожников.

Эстетическая теория имеет свой категориальный

аппарат. Центральное понятие здесь - ≪эстетическое≫.

Иногда его отождествляют с понятием ≪прекрасное≫.

Наряду с прекрасным в жизни существует и то, что

принято обозначать категорией ≪безобразное≫. Пред-

Ставления о нем связаны с дисгармонией, уродством,

Несоответствием частей и целого, внешним несовер-

Шенством, внутренней рассогласованностью, без-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: