СО
Эстетика (от греч. aisthesis - ≪чувственное вос-
приятие≫) -- наука о закономерностях эстетического
Освоения человеком мира, о сущности и формах твор-
Чества по законам красоты.
Эстетика зародилась около 2,5 тыс. лет назад,
В эпоху рабовладельческого общества - в Египте, Ва-
Вилоне, Индии и Китае. Большое развитие получила
В античной Греции, особенно в трудах Платона,
Аристотеля и других, в Древнем Риме - в работах
Лукреция Кара, К. Горация и др. В борьбе с мисти-
ческими учениями западного Средневековья о ≪бо-
жественной красоте≫ (Августина, Фомы Акви не ко-
Го) развивались гуманистические реалистические
Тенденции в трудах мыслителей эпохи Возрождения
(Ф. Петрарки, Л.-Б. Альберти, Леонардо да Вин-
Ни, А. Дюрера, Дж. Бруно и др.).
Преодолевая идеи аристократической эстетики,
Утверждают связь искусства с реальной жизнью тео-
Ретики Просвещения (Д. Берн, Д. Дидро, Ж. -Ж. Рус-
со, И. Винкельман≫ Г, Лессинг, И. Гердер), а так-
|
|
Же продолжатели их традиций И. Шиллер и И. Гете.
Большую роль в развитии эстетики сыграла немецкая
Классическая философия (И. Кант, Ф. Шеллинг,
Г. В. Ф. Гегель), Самое ценное в эстетической концепции
Г. В. Ф, Гегеля ~ историзм в подход!? к искусству, диалекти-
Ческий анализ его форм и категорий, понимание суб-
Станциальной связи искусства с жизнью и т. д.
Однако эстетика немецких философов была идеа-
Листической, что сказалось на трактовке многих ее
Проблем. Весь ход истории эстетики представляет
Собой борьбу материализма и идеализма, отражаю-
Щую в конечном счете борьбу классов на каждом исто-
Рическом этапе развития общества. Идеалисты рас-
I Эстетическое (как чувственно воспринимаемое
I и приносящее удовольствие и наслаждение) присуще
I различным сферам человеческого бытия. Носителя-
Ми эстетического потенциала являются природа, че-
I ловек, процесс и результат человеческой деятельно-
I сти. Можно говорить о красоте осеннего пейзажа,
Назвать красивым поступок, стиль поведения, ориги-
Нальный ход рассуждения, способ реализации идеи.
Но в поисках прекрасного мы обращаемся прежде
Всего к искусству, ибо именно в нем гармония и со-
Вершенство есть цель, воплощенная в творениях ху-
Дожников.
Эстетическая теория имеет свой категориальный
аппарат. Центральное понятие здесь - ≪эстетическое≫.
Иногда его отождествляют с понятием ≪прекрасное≫.
|
|
Наряду с прекрасным в жизни существует и то, что
принято обозначать категорией ≪безобразное≫. Пред-
Ставления о нем связаны с дисгармонией, уродством,
Несоответствием частей и целого, внешним несовер-
Шенством, внутренней рассогласованностью, без-