Прос о предназначении человека. Не о том, почему,
А о том, для чего живет человек. С незапамятных вре-
мен он занимал человека. ≪Есть, -.пишет известный
Французский моралист и философ Альбер Камю
в эссе ≪Миф о Сизифе≫, - только один фундаменталь-
Ный вопрос философии. Это вопрос о том, стоит или
Не стоит наше бытие или наша жизнь того, чтобы ее
Прожить. Все остальное - имеет ли мир три измере-
Ния, руководствуется ли разум девятью или двенад-
Цатью категориями - второстепенно. Сама постанов-
Ка этого вопроса свидетельствует о том, что он
Рождается из сомнения в существовании такого
Смысла. Сомнение же предполагает, что сама дей-
Ствительность, возможно, разорвана, непоследова-
тельна и абсурдна≫.
СО
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС
Движение истории человечества обнаруживает, что
В общественном развитии имеются восхождение, цик-
Личность и деструктивные процессы.
Прогресс - поступательное развитие общества по
|
|
Восходящей линии, его расцвет. Критерием общест-
Венного прогресса служит прежде всего степень раз-
Вития производительных сил, экономического строя,
А также определяемых им надстроечных институтов,
Развития и распространения науки и культуры, разви-
Тия личности, степень возрастания общественной
Свободы.
Теории исторического прогресса возникли
В период развития капитализма, олицетворяющего
В сопоставлении с феодализмом общественный про-
Гресс. Жан Антуан Кондорсе (1743—794) до-
Q) казывал, что общественный прогресс подчинен об-
(X) щим законам. Если люди знают эти законы, то они могут
Предвидеть и ускорить развитие общества.
Г. В. Ф. Гегель утверждал, что развитие есть движение
Вперед от несовершенного к более совершенному,
Доказывал, что несовершенное должно быть понято
И как нечто такое, что содержит в себе, в зародыше,
В тенденции свою собственную противоположность,
Т. е. совершенное.
К. Маркс подчеркивал внутреннюю противоречи-
Вость социальной эволюции, ее неоднозначность
И ритмичность, триадность, пришел к представлению
О конечном совершенном состоянии, которое завер-
Шает социальную эволюцию.
В XIX в. по мере упрочнения капитализма идея об-
Щественного прогресса во многом совпадала с концеп-
Цией социальной эволюции. На общественную жизнь
Было перенесено эволюционное учение Ч. Дарвина.
ПОНИМАНИЕ ПРОГРЕССА В XX В.
|
|
XX в. - век научно-технического прогресса. 90 %
Всех тех предметов, которые созданы челове-
Ком и которые окружают сегодня нас, придума-
Ны в XX в. Наука и техника радикально изменили
Внешний образ всей нашей жизни. На протяжении