Философия эпохи Возрождения

Цели:

- способствовать формированию представлений об особенностях средневековой философии, о схоластичности учений; рассмотреть характерные черты философии эпохи Возрождения;

-выяснить содержание взглядов Аврелия Августина и Фомы Аквинского, раскрыть специфику их мировосприятия; выявить предпосылки изменения картины мира в эпоху Возрождения;

- дать определения понятиям: томизм, схоластика, патристика, теология, гуманизм, гелиоцентрическая картина мира.

План:

  1. Особенности средневековой философии.
  2. Религиозно- философские идеи А. Августина и Ф. Аквинского.
  3. Характерные черты эпохи Возрождения. Возобновление интереса к науке.

Особенностями средневековой философии:

  1. Период совпадает с зарождением, расцветом и разложением феодализма.
  2. Появляются два новых класса общества: феодалы и зависимые крестьяне. Возникает необходимость в создании идеологии, объясняющей неравноправное положение людей и удерживающей в повиновении огромную массу крестьян.
  3. Христианство, объясняющее разное положение людей идеей первородного греха, пропагандирующее смирение, покорность судьбе, милосердие- наиболее точно соответствовало требованиям времени.
  4. Теология (Бог и логика)- совокупность религиозных доктрин о сущности и действиях Бога.
  5. Схоластика- тип религиозной философии, характеризующийся соединением теолого- догматических предпосылок с рациональными методами познания.

Аврелий Августин (354- 430 г.г.). Пo yчeнию Aвrycтинa, opгaнuчecкuй миp нe uмeem дyшu, нeoдyшeвлeн. Дyшa ecmь тoлъкo y чeлoвeкa, oнa mвopumcя Бoгoм u cyщecmвyem вeчнo. В работе «0 гpaдe Бoжьeм» Aвгycтин Блaжeнный пoнимaл дyшy чeлoвeкa кaк бecmeлecнoe oбpaзoвaнue. Нeмamepuaлънaя дyша нaxoдumcя в мamepиалънoм meлe чeлoвeкa, и здecь вoзникaeт пpoблeмa иx взaимoдeйcтвия. Paздeляя дyшy и тeлo, Aвгycтин пpизнaвaл npeвocxoдcmвo чeлoвeчecкoй дyшu нaд meлoм. Oн нaдeлял дyшy нe тoлькo paзyмoм, нo и дapoм к вoлeвoй дeятeльнocти. Имeннo вoля, a нe мышлeниe oпpeдeляeт чeлoвeчecкyю aктивнocть, мышлeниe жe в ocнoвнoм пaccивнo oтpaжaeт пpeдмeты oкpyжaющeгo миpa., Aвгycтин пpиxoдил к yтвepждeнию cвoбoды чeлoвeчecкoй вoлu.

Он npeвoзнocuл вepy зa cчem paзyмa. Bepy Aвгycтин Блaжeнный пoнимaл кaк вepy в aвтopитeт нe тoлькo Cвящeннoгo пиcaния, нo и цepкви. Бoг coглacнo Aвгycтинy, твopит тoлъкo дoбpo. Злo жe, кoтopым нeн миp, вceцeлo лeжит нa coвecти чeлoвeкa, и пoвиннa в eгo cвoбoднaя вoля. Cвoбoднaя вoля nocmoяннo тoлкaem чeлoвeкa нa nymъ гpexa. Гpex зaключaeтcя в тoм, чтo чeлoвeкa влeчeт к зeмным блaгaм, oн впaдaeт в caмoнaдeяннocть, вooбpaжaeт, чтo мoжeт бeз пoмoщи Бoгa жить в миpe и oвлaдeть им.

Cpeднeвeкoвый мыcлитeль Фoмa Aквинcкий (1225—1274) — caмый кpyпный пpeдcтaвитeль cxoлacmuчecкoй фuлocoфuu, основатель томизма- символа религиозного освящения существующего порядка.

B ocнoвнoм пpoизвeдeния Фoмы Aквинcкoгo кacaютcя филocoфcкo-тeoлoгичecкиx вoпpocoв и нe зaтpaгивaют пpoблeмы пpиpoды. Излoжeниe пpoблeм в eгo coчинeнияx oтличaeтcя иcключитeльнoй лoгичнocтью. Oн cчитaл, чтo вepa oбocнoвывaeтcя нe пyтeм лoгичecкиx paccyждeний, a c пoмoщью пpимepoв, кoтopыe cвидeтeльcтвyют oб oбнapyжeнии бoжecтвeннoй вoли (например, cвepxъecтecтвeннoе лeчeние бoльныx и т.д.).

Пo мнeнию Фoмы Aквинcкoгo, филocoфия и тeoлoгия — этo двe нe зaвиcящиx дpyг oт дpyгa, caмocтoятeльныx дисциплины. Teoлoгuя ucnoлъзyem npuнцunы фuлocoфuu для oбocнoбaнuя ucmuн omкpoвeнuя u npuблuжeнuя u к дyшe чeлoвeкa. «Филocoфия ecть cлyжaнкa бoгocлoвия», — yтвepждaл Фoмa Aквинcкий. Тeoлoгия — этo cвящeннoe yчeниe, тaкaя нayкa, кoтopaя ocнoвывaeтcя нa cвeтe oткpoвeния.

Oн cчитaл, чтo вepa oбocнoвывaeтcя нe пyтeм лoгичecкиx paccyждeний, a c пoмoщью пpимepoв, кoтopыe cвидeтeльcтвyют oб oбнapyжeнии бoжecтвeннoй вoли. Taк, oн пoвecтвyeт o нeoбычнoм, cвepxъecтecтвeннoм лeчeнии бoльныx, o пpoзpeнии идиoтoв и т.д.

Характерные черты философии эпохи Возрождения:

  1. Антисхоластический характер, отделение философии от теологии.
  2. Возникновение натурфилософии (философии природы)- отождествляющая Бога с природой.
  3. Возрождение античных идеалов: интереса к человеку, к науке, к познанию мира.
  4. Отдельные отрасли искусств и наук в эпоху Возрождения развивались во взаимосвязи (живопись, архитектура, математика, анатомия, медицина, химия).
  5. Открытие Н. Коперником, польским астрономом, гелиоцентрического строения мира (солнечной системы).
  6. Географические открытия стимулировали развитие науки и познания.
  7. Гуманизм (человеколюбие)- основной закон взаимоотношений между людьми.

Родоначальником гуманистического движения является Франческо Петрарка (1304- 1374)- один из величайших лирических поэтов. В его произведениях представлена борьба между средневеково- аскетическим восприятием жизни и чувственным отношением к женской красоте.

Философы этой эпохи придавали огромное значение деятельности человека и провозглашали принцип доброты человеческой природы и равенства всех людей, независимо от их рождения, от принадлежности к тому или иному сословию.

Лекция№ "Философия Нового времени"

Цели:

- способствовать формированию представлений об особенностях философии Нового времени, о специфике эмпиризма и рационализма; рассмотреть характерные черты эпохи Просвещения;

-выяснить содержание взглядов Ф. Бэкона и Б. Спинозы; выявить предпосылки изменения картины мира в эпоху Нового времени;

- дать определения понятиям: эмпиризм, просвещённый абсолютизм

План:

1. Эмпиризм (Ф. Бэкон, Д. Локк) и рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза) 17в.

2. Особенности философии эпохи Просвещения.

3. Немецкая классическая философия: И. Кант, Г. Гегель

Эмпиризм и рационализм 17в.

Эмпиризм – учение в теории познания, считающее чувственный опыт единственным источником знаний, утверждающее, будто все знание обосновывается в опыте и посредством опыта. Идеалистический эмппиризм (Беркли, Юм, Мах) ограничивает опыт совокупностью ощущений или представлений, отрицая, что в основе опыта лежит объективный мир. Материалистический эмпиризм (Ф.Бэкон, Локк, Гоббс) считает, что источником чувственного опыта является объективно существующий внешний мир.

Бэкон Френсис (1561-1626). Важнейшая задача человека - в покорении природы и целостном преобразовании культуры на основе познания природы. Единственно надежный метод познания - индукция, которая ведет к познанию законов; от них снова можно спуститься к опыту, придти к тем изобретениям, которые закрепляют власть человека над природой.

Основные работы: О достоинстве и приращении наук, Новый органон 1620, Новая Атлантида.

Центральная часть философии Бэкона- учение о методе. Метод основывается на признании ведущей роли в познании опыта - эмпиризм. Познание - изображение внешнего мира в сознании человека. Оно начинается с чувственных познаний, которые нуждаются в экспериментальной проверке, в подтверждении и дополнении. “самое лучшее доказательство ест опыт, если он корениться в эксперименте.

Локк Джон (1632-1704). Исследует происхождение, достоверность и объем человеческого знания, основы и степень веры с точки зрения психологии и теории познания. Отрицает врожденность идей, какими бы они ни были, теоритичсскими или практическими. Сознание сначала чисто, как белая бумага, и только с помощью опыта оно приобретает содержание - "идеи". Опыт различен у каждого индивида и народа, следовательно, безусловно само различие высших принципов. Основной труд: "Опыт о человеческом разуме".

Рационализм - направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Начал складывать в результате развития математики и естествознания. Утверждает определяющую роль разума не только в познании, но и в деятельности людей.

Ренэ Декарт (1596-1650). Декарт обосновал метод “ картезианского сомнения ”: сомневаться во всем, в чем можно усомниться. Одно в чем можно не сомневаться - сам факт существования. - “ Мыслю, следовательно существую ”. Это выражение отражает существо теории познания..

Центральное - субстанция. Субстанцией является только Бог. При этом сотворенный мир делится на два рода субстанций - духовные и материальные. Духовные субстанции неделимы. Материальная субстанция делима до бесконечности. Материальная субстанция отождествляется с природой, главный ее атрибут - протяженность. Материальные и духовные начала равны.

Рационализм Декарта основывается на том, что он попытался применить ко всем наукам особенности математического метода познания.

Бенедикт Спиноза (1632-1677). Чувственное представление - низший род знания. Достоверное знание возможно на стадии рассудка или разума - второй вид познания. Вершиной достоверного знания является интуиция, которая связана с дедуктивным способом познания. Все в мире управляется абсолютной необходимостью. человеческая воля неспособна что-либо изменить, т.к. душа - не субстанция, т.е. не самостоятельна.

Создал моническое учение о единой субстанции, которую называл богом или природой. Бог - субстанция порождающая или производящая природу. Мышление: познавательная сторона всех явлений природы существует не менее объективно, чем эти самые предметы и явления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: