Философия. Методические указания к изучению дисциплины

Методические указания к изучению дисциплины

для студентов очной формы обучения

Утверждено

на заседании кафедры

Издательский центр

Саратовского государственного социально-экономического

Университета


УДК1

ББК87

Ф56

Составители: д-р. филос. наук, профессор Н.И.Петров, к. филос. наук, доцент С. В. Балабай, канд. филос. наук С.П. Гурин, канд. филос. наук, доцент И.И. Гусева, к.ф.н., доц. Е.П. Спиридонова, к. филос. н., доц. Р.Б. Яковлев, к. филос. наук, доц. И.А. Афанасьев, ассистент И.Н. Буханова

Ф56 Философия: Методические указания к изучению дисциплины для студентов очной формы обучения / Сост. Н.И. Петров, И.А. Афанасьев, С. В. Балабай, С. П. Гурин, И.И. Гусева, Е.П. Спиридонова, Р.Б. Яковлев, И.Н. Буханова. – Саратов: Издат центр Сарат. гос. соц.-экон. ун-та, 2005. – 65с.

Рекомендует к печати:

учебно-методический совет СГСЭУ

2005 года

УДК1

ББК87

ÓСГСЭУ, 2005

Философия

Редактор Т.Козлова

Компьютерная верстка И. Бухановой

Подписано в печать 28.08.05 Формат 60х84 1/16

Бумага типогр. № 2 Заказ

Печать RISO Тираж 500 экз.

Уч.- изд. л. 4,1 Усл. печ. л. 4,0

410000, Саратов, ул. Радищева, 89. Издат. центр. СГСЭУ
В в е д е н и е

Одно из центральных мест среди гуманитарных дисциплин, изучаемых студентами в Саратовском государственном социально-экономическом университете, занимает философия. Философию можно понимать как особую форму позна­ния мира, вырабатывающую систему знаний о фунда­ментальных принципах и основах человеческого бы­тия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и ду­ховной жизни, во всех ее основных проявлениях. В таком модусе философия предстает как деятельность, устремленная к тому, чтобы рациональными средствами создать пре­дельно обобщенную картину мира и определить место человека в нем.

Многомерность философии, и ее несводимость к классическим идеалам фиксируется уже в ее названии. Если буквально перевести этот термин с древнегреческого языка на русский, то "философия" означает "любовь к мудрости", “любомудрие”. Название фиксирует специфику философствования как занятия любящих мудрость, отличающихся от увлечений невежд и тех, кто претендует на всезнание. Философия характеризуется не столько как определенный набор и качество знаний, сколько через соотнесение с неуловимым настроением: которое интерпретируется как любовь, благочестие, смиренномудрие. Ведь мудрость и тем более любовь не идентичны теории и не сводимы только к знаниям.

Зачем необходима философия современному человеку? В отличие от всех других областей человеческого знания, философия ставит и разрешает такие вопросы, дальше и глубже которых двигаться в познании мира просто невозможно. Как устроен окружающий нас мир? Как соотносятся в этом мире материальное и духовное? Хаотичен ли этот мир или каким-то образом упорядочен? Какое место занимают в мире закономерность и случай, устойчивость и изменяющаяся текучесть? Что такое покой и движение, пространство и время, что такое развитие и прогресс? Что есть истина и как отличить истину от заблуждений, от преднамеренных искажений и лжи? Что такое свобода, совесть, честь, долг, ответственность, справедливость, добро и зло, красота и безобразие?

В развитии общества всегда возникают эпохи, когда ранее сложившиеся ориентиры, выраженные системой универсалий культуры (представлениями о природе, обществе, человеке, добре и зле, жизни и смерти, свободе и необходимости и т.д.) перестают обеспечивать воспроизводство и сцепление необходимых обществу видов деятельности. Тогда возникают разрывы традиций и формируются потребности в поиске новых мировоззренческих смыслов. Социальное предназначение философии в том, чтобы способствовать этому поиску. Она стремится отыскать новые мировоззренческие ориентиры путем рационального осмысления универсалий культуры, их критического анализа и формирования на этом пути новых мировоззренческих идей.

Естественно, что на философские вопросы каждый человек может отвечать и отвечает по-разному. Существуют ответы поколений, имеющих разный жизненный опыт, которые во многом предстают итогом и эстафетой передаваемой иными культурами, цивилизациями. Это не готовые рецепты, а способы вопрошания, которым соответствуют способы самоустановления человека в мире. Отметим, что философия - это не только собрание, не только библиотека великих истин, но и постоянное стремление к обретению истины, дух открытости, поиска, вопрошания. Это осмысление духовной паузы в прагматической и теоретической деятельности требует “труда души”- особого усилия понимания. Поэтому приверженность к философии выражает особый настрой души, ума и всего человека, помогающий обрести равновесие между самим собой и миром. Поэтому философия - это не только готовые знания и методы познания, но и способ обращения человека к собственной глубине.

Поскольку именно философское мировоззрение является основанием осмысленной, целенаправленной и ответственной деятельности исторического субъекта, особое значение философия имеет для представителей гуманитарных наук, - социологов, экономистов, историков, правоведов и др., которые пытаются понять и выразить общественные процессы. Это весьма актуально для экономистов, которые имеют дело с деньгами и людьми. В такой ситуации конфликты неизбежны и требуется особая культура мышления и поведения. Изучение философии - это школа, которая позволяет воспитать культуру разумного мышления, научиться свободно оперировать понятиями, выдвигать и подвергать критике те или иные суждения, отделять главное от второстепенного, раскрывать взаимосвязи между разнообразными явлениями, выявлять и анализировать противоречия в окружающей действительности, видеть ее в изменении и развитии. Будущий экономист уже в вузе должен обратить внимание на свою мировоззренческую культуру. Философия открывает такие возможности, но не гарантирует их автоматической реализации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: