Конституционные принципы духовно-культурной жизни общества. 13 страница

– нарушение законодательства о выборах, референдуме или отзыве депутата (ст. 192 УК РБ).

Необходимо обратить внимание на то, что ответственность по дан-ной норме наступает за подлог документов (фальсификацию), нарушения тайны голосования (в виде препятствий в проведении, в виде несоздания условий тайного голосования), заведомо неправильный подсчет голосов и иное изложение результатов голосования (например, признание бюллете-ней недействительными, хотя они и соответствуют всем требованиям);

– воспрепятствование законной деятельности общественных объе-динений (ст. 194 УК РБ). В данной норме ответственность предусматрива-ется за посягательство на конституционное право граждан на свободу объ-единений (ст. 36 Конституции Республики Беларусь).

Необходимо уяснить, что такое посягательство может быть в виде воспрепятствования законной деятельности и в виде вмешательства в та-кую деятельность. Так же необходимо вспомнить, что такое «обществен-ное объединение» и какая его деятельность является законной (ст. 5 Кон-ституции РБ; Закон РБ от 04.10.1994 г. «Об общественных объединениях», с изменениями и дополнениями от 31.01.1995 г., 29.11.1999 г., 22.06.2001 г.);


Декрет Президента РБ от 26.01.1999 г. № 2 «О некоторых мерах по упоря-дочению деятельности политических партий, профессиональных споров, иных общественных объединений» и др. акты законодательства; Декрет Президента РБ № 8 от 12.03.2001 г. «О некоторых мерах по совершенство-ванию порядка получения и использования иностранной безвозмездной по-мощи»; правила оформления и рассмотрения документов и представляемых для регистрации политических партий профессиональных союзов, иных общественных объединений, а также постановки на учет и регистрации);

– воспрепятствование законной деятельности религиозных органи-заций (ст. 195 УК РБ) и совершению религиозных обрядов, не нарушаю-щих общественный порядок и не сопровождающихся посягательством на права, свободы и законные интересы граждан (например, незаконное за-крытие молитвенного дома, запрещение проведения обряда).

Ответственность предусматривается за посягательство на право гра-жданина на проведение религиозных обрядов и на свободу совести и рели-гии (ст. 31 Конституции РБ).

Для определения деяний, за которые наступает ответственность, важно знать, какая деятельность религиозных организаций является закон-ной (ст. 16 Конституции РБ; Закон от 12.12.1992 г. «О свободе вероиспове-даний и религиозных организациях», в новой редакции от 13.10.2002 г.);

– воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстра-ции, шествия, пикетирования или участию в них (ст. 196 УК РБ).

Свобода участия в данных мероприятиях предусмотрена в ст. 35 Конституции РБ, а посягательства на нее, влекущие ответственность, мо-гут быть в виде незаконного воспрепятствования проведению, в виде при-нуждения к участию в проведении, в виде незаконного воспрепятствования участию в них.

Необходимо различать эти разновидности выражения общественного мнения: собрание, митинг, уличное шествие, демонстрация, пикетирование (Закон «О собраниях, митингах, уличных шествиях, демонстрациях и пи-кетировании» от 30.12.1997 г. с изменениями и дополнениями от 22.06.2001 г.; Декрет Президента «О массовых мероприятиях» от 01.05.2001 г., ст. 35 Конституции РБ, где установлены требования к таким мероприятиям, к их организации и порядку проведения);

– преследование граждан за критику (ст. 197 УК РБ).

В данной статье предусматривается ответственность за ущемление конституционной свободы мнений, убеждений, права на их свободное выражение (ст. 33 Конституции РБ), а также права граждан на выступле-ния с критикой в отношении любого лица, независимо от его должностно-го положения.


2. Преступления против социальных прав и свобод:

– воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста (ст. 198 УК РБ).

В качестве основного объекта преступного посягательства в данном составе выделена свобода журналистской деятельности, также в качестве объектов рассматриваются свобода СМИ (ст. 33 Конституции РБ) и право граждан на получение полной, достоверной и своевременной информации (ст. 34 Конституции РБ). Необходимо обратить внимание на то, что ответ-ственность наступает за воспрепятствование в любой форме, а также за принуждение к распространению журналистом или к отказу от распро-странения информации с помощью насилия, угрозы применения насилия, уничтожения имущества, ущемления прав и законных интересов журнали-ста. В законе «О печати и других СМИ» от 13.01.1995 г. раскрывается со-держание «законной профессиональной деятельности журналиста»;

– нарушение законодательства о труде (ст. 199 УК).

Преступные посягательства, осуществляемые на право граждан на труд (стст. 41, 42, 43, 32 ч. 5 Конституции РБ, Трудовой кодекс) могут быть в виде необоснованного отказа в приеме на работу беременной жен-щины (ст. 268 ТК РБ), необоснованного увольнения с работы беременной женщины, заведомо незаконного увольнения лица с работы (гл. 4 ТК РБ посвящена прекращению трудового договора), иного умышленного нару-шения законодательства о труде (совершения нанимателем действий во-преки закону, например, необоснованное отстранение работника от рабо-ты, невыплата ЗП вопреки закону и др.). В новом Уголовном кодексе в данной статье отсутствует мотив: личные побуждения;

– принуждение к забастовке либо участие в ней (ст. 200 УК РБ).

Ответственность наступает за преступные посягательства на консти-туционное право граждан на забастовку (ст. 41 ч. 3 Конституции РБ), при-чем они сопряжены с применением насилия или с угрозой его применения. Необходимо обратить внимание на стст. 388, 399 Трудового кодекса, где дано понятие забастовки, порядок и ее организация, проведения и прекра-щения, а также права и обязанности сторон;

– нарушение авторских, смежных, изобретательских и патентных прав (ст. 201 УК РБ).

Данная статья защищает от преступных посягательств на авторские, смежные права, изобретательские, патентные права (ст. 44 Конституции РБ). Содержание данных прав и объектов этих прав раскрывается в разделе «Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность)» Гражданского кодекса РБ, а также в Законе Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» от 19.08.1998 г.


Нарушения данных прав могут быть в виде следующих действий:

а) присвоение авторства – плагиат, т. е. право признания автором
чужого результата интеллектуальной деятельности в качестве своего
(в том числе и выпуск под своим именем чужого произведения);

б) принуждение к соавторству (в качестве соавтора – лицо, не при-
нимавшее участия в создании произведения);

в) разглашение без согласия автора или заявителя до официальной
публикации сведений о сущности изобретения полезной модели, иного
объекта промышленной собственности, а также сорта растений, топологии
интегральной схемы;

г) незаконное распространение этих объектов;

д) иное незаконное использование этих объектов (например, воспро-
изведение без согласия автора, внесение в произведение изменений и др.).

Необходимо упомянуть о том, что право интеллектуальной собст-венности на результат интеллектуальной деятельности или средство инди-видуализации существует независимо от права собственности на матери-альный объект, в котором такой результат или средство индивидуализации выражены.

3. Преступления против личных прав и свобод:

– организация либо руководство объединением, посягающим на личность и права граждан (ст. 193 УК РБ).

Подразумевает преступные посягательства на все права, свободы и законные интересы граждан в виде организации религиозных или общест-венных объединений, а также в виде руководства религиозными или обще-ственными объединениями, деятельность которых сопряжена с насилием, причинением телесных повреждений и иными посягательствами на права, свободы и законные интересы граждан (например, препятствие в осущест-влении права на образование). Такая деятельность не допускается на осно-вании ст. 5 и ст. 16 Конституции РБ;

– нарушение неприкосновенности жилища и иных законных владе-ний граждан (ст. 202 УК РБ).

Данное конституционное право граждан закреплено в ст. 29 Консти-туции РБ. Необходимо обратить внимание на ст. 1 Жилищного кодекса Республики Беларусь, где раскрывается понятие жилого помещения как помещения, предназначенного и пригодного для проживания граждан, а также на то, что неприкосновенным является жилище, находящееся как в собственности гражданина, так и предоставленное по договору найма.

Помимо жилища, ст. 202 УК РБ защищает также иные законные вла-дения граждан, т. е. недвижимое имущество, принадлежащее на законном основании владельцу (например, сарай, автомашину).


Необходимо в данном составе обратить внимание на то, что непри-косновенность жилища может быть нарушена следующим образом: неза-конное вторжение – открытое или тайное проникновение любым спосо-бом, при отсутствии законных оснований, без согласия проживающего в нем лица, с нарушением установленного порядка (например, временное использование жилого помещения без согласия и ведома владельца, ос-мотр работником милиции гаража без законных оснований);

– нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, телеграф-ных или иных сообщений (ст. 203 УК РБ).

В качестве объекта посягательства предусмотрено конституционное право гражданина на защиту от незаконного вмешательства в его жизнь (ст. 28 Конституции РБ), в том числе от посягательств на честь и достоинство.

Нарушение может выступать в виде любого незаконного ознакомле-ния с перепиской, телеграфными, телефонными сообщениями; критерием противоправности при этом является незаконное, в нарушение предписа-ний закона, ознакомление с указанной тайной (при этом корреспонденция без согласия адресата должна стать достоянием других лиц) (Уголовно-процессуальный кодекс, Законы «Об оперативно-розыскной деятельно-сти», «О милиции» и др.). Возможно законное ознакомление с корреспон-денцией в случае расследования уголовного дела, при наличии санкции прокурора, суда;

– отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 204 УК РБ).

В данном случае защищается право гражданина на получение ин-формации, затрагивающей его права и законные интересы (ст. 34 Консти-туции РБ), которая собрана в документах и материалах служебных прове-рок и находится в государственных органах власти.

Необходимо обратить внимание на то, что отказ может быть выражен:

а) в незаконном отказе в предоставлении гражданину информации,
противоречащем нормам закона (может быть письменным, устным, в виде
действия и бездействия);

б) в предоставлении неполной или умышленно искаженной инфор-
мации (например, предоставление части документов, утаивание материа-
лов, предоставление ложных сведений).

В завершении темы необходимо упомянуть о том, что за нарушение конституционных прав и свобод ответственность предусмотрена и в дру-гих нормах Уголовного кодекса (право на жизнь (ст. 24 Конституции РБ) – в гл. 19 УК РБ «Преступления против жизни и здоровья», право собствен-ности (ст. 44 Конституции РБ) – в гл. 24 УК «Преступления против собст-венности» и т. д.).


План семинарского занятия

1. Деяния, рассматриваемые в качестве преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина.

2. Общая характеристика субъектов, которые могут привлекаться к ответственности за данные преступления.

3. Общая характеристика преступлений против политических прав и свобод.

4. Общая характеристика преступлений против личных прав и свобод.

5. Общая характеристика преступлений против социальных прав и свобод.

Вопросы для самопроверки

1. Виды преступлений против прав и свобод гражданина.

2. Понятие «потерпевший от преступных посягательств на консти-туционные права и свободы».

3. Предмет преступных посягательств на конституционные права и свободы.

4. Общая характеристика лица, которое может быть привлечено к уголовной ответственности за нарушение конституционных прав и свобод, психическое отношение лица к содеянному.

5. Общая характеристика нарушения равноправия граждан.

6. Общая характеристика преступного деяния в виде нарушения, воспрепятствования осуществлению избирательных прав.

7. Общая характеристика преступного воспрепятствования закон-ной деятельности общественных объединений и религиозных организаций.

8. Общая характеристика преступного воспрепятствования прове-дению собраний, митингов, демонстраций, шествий.

9. Общая характеристика преступного преследования граждан за критику.

10. Преступное воспрепятствование законной деятельности журналиста.

11. Преступное нарушение законодательства о труде.

12. Преступное принуждение к забастовке либо к отказу от участия в ней.

13. Преступное нарушение авторских, изобретательских и патентных прав.

14. Общая характеристика преступной организации или руководства объединением, посягающим на личность и права граждан.


15. Преступное нарушение неприкосновенности жилища и иных за-конных владений граждан.

16. Преступное нарушение тайны переписки, телефонных перегово-ров, телеграфных сообщений.

17. Отказ в предоставлении гражданину информации, как преступное деяние.

Задачи

1. На одном из перерабатывающих предприятий химической про-
мышленности администрация не обеспечила рабочих необходимыми сани-
тарно-гигиеническими и безопасными условиями труда, чем были вызваны
повышенная заболеваемость и травматизм среди них. Руководитель проф-
союзного комитета обратилась в редакцию газеты с просьбой оказать
влияние на руководство завода. Узнав об этом, директор завода издал при-
каз о недопущении журналистов на территорию предприятия. Корреспон-
денты местной газеты, прибывшие на завод разобраться в ситуации, не бы-
ли допущены на предприятие сотрудниками охраны.

Правомерны ли действия директора предприятия? Можно ли рассматривать их в качестве преступных?

2. Вахтер общежития из любопытства неоднократно знакомилась с
содержанием писем, приходящих в адрес жильцов, где нередко содержа-
лась личная и интимная информация. В кругу своих коллег и жильцов об-
щежития она распространяла информацию о содержании прочитанных пи-
сем, добавляя свои домыслы и оценку. Среди жильцов стали распростра-
няться слухи о гражданке Г., которые ее порочили. Г. установила источник.

Можно ли рассматривать действия вахтера в качестве преступных? Какое конституционное право они нарушают?

3. В день проведения выборов в законодательный орган власти член
участковой избирательной комиссии С. при окончательном подсчете голо-
сов заведомо исправила данные в пользу одного из избирательных объеди-
нений и поставила свою подпись в протоколе, фиксирующем результаты
голосования. Будучи изобличенной, свой поступок она объяснила тем, что
именно это объединение может осуществлять созидательную деятельность.

Являются ли действия С. преступными?

На какое конституционное право они посягают?


4. В связи с изменениями в законодательстве в одном из юридиче-
ских вузов профессор И. и доцент П. готовили к изданию учебник по од-
ной из отраслей права. Учебник был издан в типографии вуза, и гонорар за
него распределили между И. и П. После смерти профессора доцент внес
незначительные поправки редакторского и атрибутивного характера в ру-
копись уже изданного учебника, заключил договор с коммерческим изда-
тельством о продаже авторских прав на монографию автором, которой он
является. На основании договора доцент получил крупный гонорар.

Узнав об этом, родственники профессора обратились в суд с иском о нарушении доцентом авторских прав покойного коллеги и о разделе гоно-рара в соответствии с долей каждого.

Как вы считаете, какое решение примет суд?

5. Руководство предприятия объявило о дополнительном наборе со-
трудников на инженерные должности. К заместителю начальника отдела
кадров И., который пользовался правом приема на работу, пришла граж-
данка П. и выразила желание работать по требуемой специальности, пре-
доставив соответствующие документы. И., ознакомившись с представлен-
ными документами, вначале согласился принять П. на работу, но когда уз-
нал о том, что у нее есть ребенок в возрасте до 1,5 лет, отказал ей в приеме,
мотивируя тем, что П. будет часто отсутствовать на работе из-за болезни
ребенка, а у предприятия нехватка сотрудников.

Законно ли действовал заместитель начальника отдела кадров? Можно ли его привлечь к уголовной ответственности и за какие действия?

6. Родственники абитуриента И., поступавшего в один из вузов, го-
товивших кадры для правоохранительных органов, обратились в прокура-
туру с заявлением, из которого вытекало, что И. получил на одном из эк-
заменов неудовлетворительную оценку не из-за плохих знаний, а якобы в
связи с принадлежностью к определенной национальности.

В ходе проверки заявления установлено, что И. окончил школу с зо-лотой медалью, перед поступлением успешно окончил подготовительные курсы при этом же вузе по экзаменационным дисциплинам. И. регулярно занимался спортом. Подтвердился и тот факт, что председатель экзамена-ционной комиссии лично предупредил каждого из экзаменаторов о том, что характер деятельности выпускников данного вуза делает нежелатель-ным прием в него абитуриентов отдельных национальностей, которые бы-ли им названы.

Оцените действия экзаменационной комиссии и ее председателя. Какое конституционное право нарушено ими?


Литература

1. Гражданский кодекс Республики Беларусь: текст Кодекса по со-стоянию на 14 января 2004 г. – Мн.: Амалфея, 2004.

2. Жилищный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой пред-ставителей 18 декабря 1998 г.: одобрен Советом Респ. 8 февр. 1999 г.: текст кодекса по состоянию на 1 февр. 2003 г. – Мн.: Амалфея, 2003.

3. Конституция Республики Беларусь. – Мн., 2000.

4. Примаченок А.А. Уголовное право РБ. Особенная часть: Практи-ческое пособие – Мн.: ОО «МНО», 2001.

5. Савенок А.Л., Яловик В.С. Уголовное право РБ. Особенная часть: Учеб.-метод. пособие. – Мн., 2001.

6. Трудовой кодекс Республики Беларусь: принят Палатой предста-вителей 08.06.1999 г. – Мн.: ИПА «Регистр», 1999.

7. Уголовное право РБ. Особенная часть / Под ред. А.И. Лукашова. – Мн.: Тесей, 2001.

8. Уголовное право РФ. Особенная часть: Учебник / Отв. ред. Б.В. Здравомыслов. – М.: Юрист, 1996.

9. Уголовное право. Особенная часть: Учебник / Под ред. Б.В. Здравомыслова. – М.: Юрист, 1995.

10.Уголовное право. Особенная часть: Учеб. пособие / Под ред. Н.А. Бабия. – Мн.: Новое знание, 2002.

11.Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь от: [с изм. от 11 мая 2000 г.] / вступ. статья Л.Л. Зайцева. – 2-е изд., испр. и доп. – Мн.: Тесей, 2001.

12.Уголовный кодекс Республики Беларусь: С изм. и доп. по сост. на 1 апреля 2003. – Мн.: Нац. центр правовой информации Республики Беларусь, 2003.


ТЕМА 21. КОРРУПЦИЯ И ЕЕ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ

Современная преступность – это слагаемое многих негативных про-цессов, имеющих свои истоки в прошлом и настоящем. В ней можно выде-лить следующие подструктуры, различающиеся тенденциями развития:

- экономическую преступность, в которую вовлекается все большая часть населения – представители различных социальных групп;

- коррупционную преступность, в значительной мере производную от экономической и организованной;

- общеуголовную преступность, которая в основном определяла уровень и тенденции всей зарегистрированной преступности, но в послед-ние годы, хотя и сохранила своё значительное место в её структуре, факти-чески всё больше уступает экономической и коррупционной преступности.

Главной отличительной чертой современной преступности является тесная взаимосвязь коррупции, организованной преступности и «полити-ческого» общества. Правоохранительные органы имеют значительный опыт в борьбе с традиционными формами преступности, и первоочередной задачей видится их своевременная переориентация на борьбу с новыми проявлениями преступности.

Коррупция – это социальное явление, характеризующееся подкупом, продажностью государственных и иных служащих и на этой основе коры-стным использованием в личных либо узкогрупповых, корпоративных ин-тересах официальных служебных полномочий, связанных с ними автори-тета и возможностей. В основе коррупции лежит в большинстве случаев незаконная двусторонняя сделка, в результате которой лицо, находящееся на государственной или иной службе, нелегально «продаёт» физическим и юридическим лицам, группам свои служебные полномочия или услуги, основанные на авторитете должности и связанных с ней возможностях, а «покупатель» получает возможность использовать государственную или иную структуру в своих целях: для обогащения, законодательного оформ-ления привилегий, ухода от предусмотренной законом ответственности, социального контроля.

Коррупционные правонарушения включают правонарушения, со-вершаемые в виде предоставления, принятия материальных, иных благ и преимуществ, правонарушения, создающие условия для коррупции и обеспечивающие её. Соответственно коррупционная преступность вклю-чает разные уголовно-правовые виды деяний. Это, прежде всего взяточни-чество: получение взятки (ст. 430 УК РБ), дача взятки (ст. 431 УК РБ), по-


средничество во взяточничестве (ст. 432 УК РБ); злоупотребление властью или служебными полномочиями (ст. 424 УК РБ), бездействие должностно-го лица (ст. 425 УК РБ), превышение власти или служебных полномочий (ст. 426 УК РБ), служебный подлог (ст. 427 УК РБ), служебная халатность (ст. 428 УК РБ), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 429 УК РБ), получение незаконного вознаграждения служащим государ-ственного аппарата (ст.433 УК РБ), коммерческий подкуп (ст. 252 УК РБ), незаконное освобождение от уголовной ответственности (ст. 399 УК РБ) и др.

Особенно опасна коррупция в органах государственной власти. В случае подкупа конкретного служащего она начинает служить не государ-ству, у которого официально состоит на службе, а тому, кто ему больше платит или приплачивает.

В годы перестройки и реформ в Республике Беларусь, включая по-следние годы, отмечалась всё более интенсивная криминализация государ-ственного аппарата, использование его возможностей в незаконных целях. Наряду с традиционными формами подкупа должностных лиц использова-лись новые: оплата зарубежных поездок, льготные кредиты, оказание раз-личных услуг, предоставление высокооплачиваемых должностей, предос-тавление работы по совместительству и пр.

За распространённостью коррупционной преступности стоят круп-ные просчёты в управлении делами государства и общества, слабая эконо-мическая и организационная основы функционирования государственной и иной службы, просчёты кадровой политики, распространение психоло-гии вседозволенности и допустимости использования любых средств обес-печения личного благополучия, правовой нигилизм и правовой цинизм. Особенно это относится к высшим эшелонам государственной власти. Си-туацию в пирамиде государственной службы определяет её вершина. Кор-рупция стала одним из основных средств переустройства общества.

Формирование новых экономических отношений и нового слоя соб-ственников как социальной опоры реформ осуществлялось в ускоренном темпе при сознательном допущении легализации криминальных и иных «грязных» доходов.

Коррупция наряду с экономической преступностью становилась всё более мощным средством перераспределения собственности и капиталов, в том числе криминальных. С одной стороны, создавался всё более широкий и внушительный слой граждан, заинтересованных в сохранении основан-ных на коррупции отношений, с другой – всё большая часть населения ис-пытала на себе пагубные последствия коррупции.


Укрепление материальной и правовой основы борьбы с преступно-стью, в том числе и коррупцией фактически началось в 1995 г. с Указа Президента Беларуси № 29 «О Государственном фонде борьбы с преступ-ностью» от 25 января 1995 г., который был принят в целях реализации Указа № 274 «О неотложных мерах по борьбе с преступностью и стабили-зации обстановки в Республике Беларусь» от 27 декабря 1994 г.

21 августа 1995 г. Президент создал при Совете безопасности Рес-публики Беларусь Межведомственную комиссию по борьбе с преступно-стью и наркоманией для координации деятельности министерств, государ-ственных комитетов, других республиканских органов государственного управления, общественных объединений по борьбе с преступностью.

17 мая 1996 г. Советом глав государств СНГ принята Межгосударст-венная программа совместных мер борьбы с организованной преступно-стью и иными видами опасных преступлений на территории государств-участников Содружества Независимых Государств на период до 2000 г. (Информационный вестник, № 3, 1996 г.). Данный документ разработан во исполнение Протокольного решения Совета глав правительств Содружест-ва от 3 ноября 1995 г.

В качестве приложения к Межгосударственной программе представ-лен Перечень следующих основных международных договоров в уголов-но-правовой сфере, заключённых в рамках ООН, её специализированных учреждений, МАГАТЭ и Совета Европы:

1. Договоры, заключенные в рамках ООН, ее специализированных учреждений и МАГАТЭ:

а) в сфере борьбы с международным терроризмом:

- Конвенция 1963 г. о преступлениях и некоторых других актах, со-вершаемых на борту воздушных судов;

- Конвенция 1970 г. о борьбе с незаконным захватом воздушных судов;

- Конвенция 1971 г. о борьбе с незаконными актами, направленны-ми против безопасности гражданской авиации;

- Конвенция 1973 г. о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипло-матических агентов;

- Международная конвенция 1979 г. о борьбе с захватом заложников;

- Конвенция 1980 г. о физической защите ядерного материала;

- Протокол 1988 г. о борьбе с незаконными актами насилия в аэро-портах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, допол-няющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными про-тив безопасности гражданской авиации;


- Конвенция 1988 г. о борьбе с незаконными актами, направленны-ми против безопасности морского судоходства;

- Протокол 1988 г. о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на конти-нентальном шельфе;

- Конвенция 1991 г. о маркировке пластических взрывчатых ве-ществ в целях их обнаружения;

б) в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и
психотропных веществ и злоупотребление ими:

- Единая конвенция 1961 г. о наркотических средствах;

- Конвенция 1971 г. о психотропных веществах;

- Протокол 1972 г. о поправках к Единой конвенции 1961 г. о нар-котических средствах;

- Конвенция Организации Объединенных Наций 1988 г. о борьбе про-тив незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ;

в) в сфере борьбы с другими преступлениями, представляющими
международную опасность:

- Международная конвенция 1923 г. о пресечении обращения пор-нографических изданий и торговли ими;

- Международная конвенция 1929 г. о борьбе с подделкой денеж-ных знаков;

- Конвенция 1950 г. о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатаци-ей проституции третьими лицами;

- Конвенция 1970 г. о мерах, направленных на запрещение и пре-дупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности.

2. Договоры, заключенные в рамках Совета Европы:

- Европейская конвенция 1957 г. о выдаче с дополнительными про-токолами 1975 и 1978 гг.;

- Европейская конвенция 1959 г. о взаимной правовой помощи по уголовным делам с дополнительным протоколом 1978 г.;

- Европейская конвенция 1964 г. о надзоре за условно осужденны-ми и условно освобожденными правонарушителями;

- Европейская конвенция 1969 г. об охране археологического на-следия;

- Европейская конвенция 1970 г. о международной силе решений по уголовным делам;


- Европейская конвенция 1972 г. о передаче производства по уго-ловным делам;

- Европейская конвенция 1978 г. о контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами;

- Европейская конвенция 1977 г. о борьбе с терроризмом;

- Европейская конвенция 1983 г. о компенсации жертвам насильст-венных преступлений.

В 1995 – 1996 гг. развитие нормативно-правовой базы борьбы с пре-ступностью, в том числе и коррупцией, осуществлялось в основном путем внесения Президентом и Правительством изменений и дополнений в дей-ствующее законодательство (прежде всего, уголовное и уголовно-процессуальное).

В 1997 г., наряду с серьезными наработками по совершенствованию Уголовного и Уголовно-процессуального законодательства (например: За-коны за № 6 и № 20 от 10 февраля и 17 мая 1997 г., ст. 136, 352), принима-лись специальные законы, декреты и указы Президента, постановления Правительства.

В целях более эффективного решения определенных в Программе СНГ задач по усилению борьбы с организованной преступностью и корруп-цией в республике Указом Президента Беларуси за № 136 от 7 февраля 1997 г. образован Комитет по организованной преступности и коррупции при МВД на базе управления по борьбе с организованной преступностью Министер-ства внутренних дел, и в его состав включены областные, региональные и на транспорте подразделения по борьбе с организованной преступностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: