Данное направление призвано повысить эффективность психологической работы, и строится с учетом индивидуальных особенностей учащегося, например подростка можно включить в индивидуальные и групповые формы работы, консультирование,психокоррекционные занятия, возможные методы и приемы работы: элементы арт-терапии, психодраматические техники, релаксация, музыкотерапия, сказкотерапия и др.
4. Определение плана программы помощи
План программы помощи выстраивается исходя из целей коррекционно-реабилитационной работы.
Возможные составляющие плана:
1. Изучение запроса, проведение комплексной психологической диагностики эмоционально-личностной, коммуникативной сфер подростка.
2. Индивидуальное консультирование учащегося и членов семьи, педагогических работников (мастеров и др.).
3. Проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с подростком.
4. При необходимости включение подростка в групповую работу при условии положительной, устойчивой динамики эмоционально-личностных изменений.
|
|
5. Определение прогнозируемого результата.
· Уровень тревожности в пределах нормы.
· Отсутствие непродуктивной нервно-психической напряженности.
· Сформированная адекватная самооценка.
· Ориентация в системе ценностей, сформированное ценностное отношение к жизни и здоровью.
· Адаптация в учебном коллективе, семье.
· Осознание собственных чувств, мыслей.
· Осознание собственного чувства гнева, дифференциация приемлемых и неприемлемых способов выражения гнева.
· Принятие собственной уникальности (создание чувства своего собственного «Я» с соответствующими границами).
В целях профилактики суицидальных намерений подростков педагоги-психологи учреждений НПО, СПО могут проводить профилактические занятия и тренинги, направленные на:
- развитие коммуникативных навыков,
- формирование адекватной самооценки,
- снятие тревожности,
- улучшение микроклимата в учебном коллективе,
- обучение эффективным способам выхода из кризисных ситуаций,
- разрешение конфликтов, регуляцию эмоционального состояния,
- формирование ценностных ориентаций, ценностного отношения к жизни и здоровью,
- формирование навыков преодоления стрессов.
С педагогическими работниками следует проводить мероприятия направленные на психологическое просвещение в вопросах дезадаптивного поведения подростков, в том числе суицидального, дается информация о мерах профилактики суицида среди подростков. Родителей необходимо познакомить с информацией о причинах, факторах, динамике суицидального поведения, снабдить рекомендациями, как заметить надвигающийся суицид, что делать, если у ребенка замечены признаки суицидального поведения.
|
|
Педагогами-психологами также должны проводиться информационные совещания, обучающие семинары, мастер-классы и др. для педагогических работников по вопросам оказания помощи детям, находящимся в кризисных состояниях, профилактики суицидов среди учащихся. На данных занятиях педагоги смогут научиться оказывать помощь подросткам и юношам в самоутверждении, поддерживать веру в себя, помогать найти деятельность, в которой ребенок почувствует себя значимым, создавать ситуацию успеха.
Важной составляющей деятельности педагогов-психологов по профилактике суицидов является просветительская работа с родителями, направленная на повышение их психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания детей, подкрепление у родителей чувства любви к ребенку, принятие его, согласование единых требований к детям. На родительских собраниях, групповых консультациях педагогами-психологами могут быть освещены следующие темы:
- Роль наказания и поощрения в воспитании детей.
- Эффективные стили семейного воспитания.
- Возрастные особенности подростков и их проявление в поведении.
- Профилактика возникновения кризисных состояний у подростков и юношей.
- Сигналы неблагополучия, признаки острых переживаний подростка.
- Как сохранить доверие подростка?
- Влияние семейных кризисных ситуаций на развитие личности ребенка.
На родительских собраниях и классных часах подростки и их родители смогут получить информацию о правилах поведения в кризисной ситуации, службах и специалистах, способных оказать срочную квалифицированную помощь. Данная информация также может быть размещена на стендах образовательного учреждениях.
Представим модель деятельности по профилактике суицидального поведения среди учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования, которая позволяет педагогу-психологу системно и предметно строить свою работу по предупреждению самоубийств.
Рис 4. Модель профилактики суицидального поведения