Организационно-методический раздел. Социально-философские проблемы современности

С.А.Воронина

Социально-философские проблемы современности

(Программа и методические рекомендации для студентов дневной и заочной форм обучения)


Рецензенты: Ануфриева Л.М., к.ф.н., доц; Коростелева О.Т., д.с.н., проф.

Автор: Воронина С.А., к.с.н., доц.

Воронина С.А. Социально-философские проблемы современности. Программа и методические рекомендации. Барнаул 2008. - 29 с.

Данная программа предназначена для студентов социологического факультета дневного и заочного отделения специальность «Социология». Она реализована в учебном курсе «Социально-философские проблемы современности», который читается к.с.н., доцентом кафедры общей социологии Ворониной С.А. Методическое пособие содержит в себе программу курса, учебный план, вопросы для самостоятельной работы, примерные варианты для рефератов и курсовых работ, вопросы к зачету.

Программа разработана в соответствии с федеральным компонентом цикла ОПД второго поколения по специальности 020300 «Социология». Материалы печатаются по целевой программе «Основы качества национального социального образования для России ХХI века» Совета по «Социологии и социальной антропологии» УМО по классическому университетскому образованию при МО РФ.

© С.А.Воронина

Факультет социологии Алтайского

Государственного Университета 2008


Содержание

1. Организационно-методический раздел………………………………………………….6

2. Распределение часов учебного курса……………………………………………………8

3. Содержание курса………………………………………………………………………...9

4. Учебный план курса……………………………………………………………………..11

5. Перечень примерных контрольных вопросов для самостоятельной работы………..15

6. Тематика рефератов и курсовых работ…………………………………………………16

7. Вопросы к зачету….……………………………………………………………………...17

8. Учебно-методическое обеспечение курса……………………………………………....18


Введение

Курс «Социально-философские проблемы современности» представляет собой социально-философский анализ ряда глобальных проблем, решением которых занимаются сегодня социогуманитарные направления современной науки.

Специфика курса состоит в том, что студентам предлагается подробно рассмотреть глобальные социально-философские проблемы современности, их специфику.

Курс «Социально-философские проблемы современности» состоит из лекций и семинарских занятий. Особый упор делается на практические занятия, посвященные детальному изучению каждой проблемы в частности и в совокупности.

Основная задача всего курса – дать знания, которые помогут будущим специалистам сформировать мировоззрение, общую культуру, помогут понять и разобраться в сложных обстоятельствах современной социальной, политической и культурной жизни общества.


Организационно-методический раздел

Учебный курс «Социально-философские проблемы современности» является одной из обязательных дисциплин в подготовке студентов по специальности 020300 «Социология». Читается курс в десятом семестре для пятикурсников.

Цель курса - развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям, стимулирование потребности к социально-философской оценке исторических событий и фактов действительности, усвоение идеи единства мирового историко-культурного процесса при одновременном признании многообразия его форм.

Задачи курса:

1. Способствовать формированию научного мышления студентов;

2. Дать студентам базовые и дополнительные знания по социально-философским проблемам современности;

3. Выработке навыков непредвзятой, многомерной оценки философских и научных течении, направлений и школ;

2. Формированию способностей выявления экологического, космопланетарного аспекта изучаемых вопросов;

3. Развитию умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем;

4. Овладению приемами ведения дискуссии, полемики, диалога;

5. Актуализировать представления студентов о научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека, о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, о духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни, уметь ориентироваться в них;

6. Ознакомлению с важнейшими отраслями и этапами развития гуманитарного и социально-экономического знания, основными научными школами, направлениями, концепциями, источниками гуманитарного знания и приемами работы с ними;

8. Пониманию смысла взаимоотношений духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношений человека к природе и возникших в современную эпоху технического развития противоречий и кризиса существования человека в природе.

Требования к формированию компетенций:

Социально-личностной:

Осознание социальной значимости своей профессии;

способность к саморазвитию и самореализации;

коммуникативная способность;

креативная способность;

способность к лидерству;

способность к рефлексии.

Общенаучностной:

Аналитическая;

идеологическая;

интеллектуальная;

культурная;

мировоззренческая;

методологическая.

Общепрофессиональной:

Диагностическая;

информационно-технологическая;

коммуникативная;

консультативная;

организационная;

рефлексивная.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника:

Курс «Социально-философские проблемы современности» является необходимым в процессе формирования у студентов гуманистического мировоззрения.

Требования к уровню освоения содержания курса:

Студент должен иметь представление о своеобразии социально-философского анализа глобадльных проблем современности, о научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека;

1. Знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; понимать роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;

2. Понимать роль науки в развитии цивилизации, во взаимодействии науки и техники, иметь представление о связанных с ними современных глобальных социальных и этических проблемах, понимать ценность научной рациональности и ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию.

В результате студент должен показать глубокие знания по программе курса, лекционного материала, свободно ориентироваться в специфике каждого метода, уметь применять и доказывать целесообразность использования каждого из методов.

Изучение курса «Социально-философские проблемы современности» рассчитано на 1 семестр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: