Определяющей составной частью политической жизни общества является политическая система — совокупность государственных и политических учреждений и институтов, политических отношений, политических и правовых норм. Основными элементами политической системы являются: государство и его органы, политические партии, общественные организации и движения. Ядром политической системы выступает государство, которое представляет собой совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций, осуществляющих управление обществом. К числу основных признаков государства относятся наличие: особой системы органов и учреждений, осуществляющих функции государственной власти; определенной территории, на которую распространяется юрисдикция данного государства; права, закрепляющего систему норм, санкционированных государством. Государство является главным субъектом политической деятельности.
Важное значение имеет определение структуры государственных органов, представляющей собой упорядоченную, юридически оформленную иерархическую совокупность институтов государства. Основу функционирования структуры большинства государств составляет принцип разделения властей, т. е. организация трех основных ветвей государственной власти — законодательной, исполнительной, судебной, и разграничение функций между ними. Это позволяет представить классификацию органов государственной власти в следующем виде: органы законодательной власти (совокупность органов государственной власти, осуществляющих функцию законодательства, разработку и принятие законов). К ним относится, прежде всего, парламент, а также законодательные органы на местах, органы исполнительной власти (совокупность органов, реализующих принятые законы и постановления на территории страны и во взаимоотношениях с другими государствами). К их числу относятся правительственные учреждения, а также органы исполнительной власти на региональном уровне; и, наконец, органы судебной власти, осуществляющие функцию судопроизводства. Подобное разграничение власти по ее функциям служит основой для нормального функционирования политической системы.
|
|
Государство как сложившийся механизм власти выполняет целый ряд функций, которые могут быть определены как: обеспечение нормального функционирования сложившейся политической системы; регулирование экономических и социальных отношений; правовое регулирование; взимание налогов и сборов; представление интересов той или иной страны в системе международных интересов. Государство обладает также и принудительной функцией, что особенно наглядно проявляется в случае прямых социальных столкновений, например, подавления групп, находящихся в оппозиции.
|
|
В зависимости от структуры, правового положения и соотношения властных полномочий между различными ветвями государственной власти государства различаются по формам правления. В настоящее время сложились две основные разновидности организации верховной государственной власти — республиканская и монархическая. Республика представляет такую форму правления, при которой высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением. Выделяются три основных разновидности республиканской формы правления: президентская республика — сильная президентская власть, избрание главы государства независимо от парламента путем всеобщего голосования, соединение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства, назначение правительства президентом, ответственность правительства перед президентом (США и др.); парламентская республика — избрание президента парламентским путем, решающая роль в управлении главы правительства, премьер-министра, формирование правительства парламентским путем, ответственность правительства перед парламентом (Италия, Германия, Швейцария и др.); полупарламентская республика — избрание президента или главы государства независимо от парламента путем всеобщего голосования, сильная президентская власть, ответственность правительства перед парламентом (Франция, Португалия, Финляндия и др.). Это означает, что основой выделения различных форм правления служит правовое положение и соотношение высших органов государственной власти.
В то же время многие государства имеют монархическую форму правления, характеризующуюся наследственным принципом замещения поста главы государства. В зависимости от объема полномочий монарха выделяются такие разновидности данной формы правления, как абсолютная и конституционная монархия. Причем, если отличительным признаком абсолютизма служит практически нелимитированная власть главы государства, то конституционная монархия характеризуется ограничением полномочий монарха. В зависимости от степени такого ограничения различаются парламентская и дуалистическая монархии. В настоящее время около 40 государств мира являются монархиями, при этом большинство из них представляют собой парламентские монархии (Великобритания, Япония, Швеция, Норвегия и др.).
Представленная таблица характеризует каждую из указанных разновидностей государственного устройства:
Унитарное государство | Федерация | Конфедерация |
Единая конституция и единая правовая система. Единая система высших органов государственной власти. Единая судебная система. Деление территории на административно- территориальные единицы, статус органов управления которых определяется общегосударственными правовыми нормами. Подчинение региональных органов центральным органам государственной власти и управления. Единое гражданство. | Субъекты федерации имеют собственные конституции, но при этом обеспечивается верховенство федеральной конституции и федеральных законов. Наряду с законодательными, исполнительными и судебными органами федерации существуют соответствующие органы ее субъектов. Разграничение компетенции в сфере законодательства и управления между федерацией в целом и ее субъектами. Обеспечение представительства субъектов федерации в федеральном парламенте. Наличие двойного гражданства. | Правовой основой образования конфедерации служит союзный договор. Полный суверенитет и независимость входящих в конфедерацию государств. Входящие в конфедерацию государства не имеют общей территории. Наличие межгосударственных органов управления. |
Государства также различаются и по формам государственного устройства. Под формой государственного устройства понимается территориально-политическая организация государства, определяющая политико-правовой статус его составных частей и принципы взаимоотношений центральных и региональных государственных органов.
|
|
С точки зрения государственного устройства различаются: унитарные государства — единые, подразделяющиеся на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью (Финляндия, Швеция, Франция, Япония и др.); федерации — союз юридически относительно самостоятельных государственных образований, каждое из которых обладает собственной компетенцией и имеет свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов (США, Индия, Германия, Россия и др.); конфедерация — союз, объединение, при котором отношения между входящими в него государствами строятся на взаимной договорной основе при сохранении каждым из них своей независимости. Представленная выше таблица характеризует каждую из указанных разновидностей государственного устройства.
Государства различаются по типам политических режимов. Понятие политического режима включает систему методов осуществления государственной власти, а также отношение органов государственной власти к правовым основам их деятельности. Существуют демократические и диктаторские (тоталитарный и авторитарный) политические режимы. Признаками демократических режимов являются: построение государственного аппарата по принципу разделения властей, наличие представительных органов, избираемых населением; всеобщее избирательное право, функционирование многопартийной системы и др. Абсолютное большинство экономически развитых стран в настоящее время имеют демократические режимы. Вместе с тем история XX столетия изобилует примерами диктаторских режимов, характеризующихся отсутствием системы разделения властей, монополизацией власти, значительным ограничением гражданского общества, применением репрессий и террора. Причем, если при авторитарных режимах государство в основном контролирует политическую сферу жизни общества, то для тоталитаризма характерен контроль всех сфер социума, наличие единой идеологии и строгая однопартийность, система полицейского контроля. Таким образом, государства, представляя основной элемент политической системы, различаются по формам правления, формам государственного устройства и типам политических режимов.
|
|
Важным структурным элементом являются партии и партийные системы. Партия есть организация, объединяющая граждан одного политического направления с целью мобилизации общественного мнения для достижения определенных задач, участия в органах власти, ориентации существующих властей на изменение и корректировку политического курса и т. д. Партии различаются по происхождению, месту и роли в политической системе, внутренней структуре и методам деятельности, социальной базе, идеологии. Поскольку в обществе, как правило, существуют всегда несколько партий, то в своей совокупности они образуют партийную систему, обладающую определенным механизмом в борьбе за власть. Партийные системы различаются в зависимости от числа включенных в них партий, их масштаба и коалиционных возможностей. Исторически сформировались следующие типы партийных систем: однопартийная (закрепление правящего статуса за одной политической партией), двухпартийная или бипартизм (наличие на политической арене государства двух основных партий, власть которых чередуется), многопартийная (наличие множества политических партий, реально влияющих и принимающих участие в функционировании органов государственной власти). Для большинства постиндустриальных стран характерны бипартийные и многопартийные системы, обеспечивающие систему социального партнерства, компромиссов и политического равновесия.
И наконец, в состав политической системы входят общественные организации и движения, объединяющие определенные социальные группы и слои на основе их интересов и не ставящие своей целью участие в деятельности органов государственной власти. Тем не менее, многие из них поднимают вопросы жизненно важные для существования современной цивилизации (экологические, проблемы здравоохранения, обеспечение выживания человечества и др.) и этим ставят под контроль принятие важных государственных решений. Эти движения стали важной составной частью современной политической жизни.
Итак, политическая система обладает достаточно сложной структурой, меняющейся по мере трансформации цивилизационных этапов развития общества. Будучи относительно самостоятельной, политическая система оказывает вместе с тем самое непосредственное воздействие на другие сферы общественной жизни — экономику, культуру и др. В то же время она существенным образом зависит от состояния этих сфер. Информационное общество, сложившееся на основе широкого применения компьютерно-коммуникативных средств, предъявляет достаточно жесткие требования к деятельности управленческих структур.
Государственные и негосударственные органы управления должны быть максимально гибкими и подвижными, чтобы оптимальным образом соответствовать постоянно меняющимся социальным условиям и задачам. В этой связи многие современные социологи (прежде всего, О. Тоффлер) подчеркивают решающую роль знания, информации как определяющего фактора функционирования государства и политической системы в целом. Трансформируя всю жизнь от экономики до культуры, новейшие компьютерные технологии оказывают значительное воздействие на функционирование государства и механизмы реализации политической власти. Происходит смещение властных полномочий, основанных на силе и богатстве, в пользу информационных критериев, определяющих появление новых властных возможностей. Власть в определенной мере переходит к структурам, которые контролируют знания. Постиндустриальное общество как новая «символическая» форма капитала определенным образом подтверждает идеи Маркса и классической политэкономии, предсказавших конец традиционному капиталу. Данный процесс во многом определяет политические реалии конца XX в.