Глава 1. Системы, основанные на знаниях.
Глава 2. Введение в инженерию знаний.
ГЛАВА 1. Системы, основанные на знаниях.
Знания и данные
Если у вас есть проблема или задача, которую нельзя решить самостоятельно — вы обращаетесь к знающим людям, или к экспертам, к тем, кто обладает ЗНАНИЯМИ. Термин "системы, основанные на знаниях" (knowledge-based systems) появился в 1976 году одновременно с первыми системами, аккумулирующими опыт и знания экспертов. Это были экспертные системы (expert systems) MYCIN и DENDRAL [Shortliffe, 1976; Shortliffe Feigenbaum, Buchanan, 1978] для медицины и химии. Они ставили диагноз при инфекционных заболеваниях крови и расшифровывали данные масс-спектрографического анализа.
Экспертные системы появились в рамках исследований по искусственному интеллекту (ИИ) (artificial intelligence) в тот период, когда эта наука переживала серьезный кризис, и требовался существенный прорыв в развитии практических приложений. Этот прорыв произошел, когда на смену поискам универсального алгоритма мышления и решения задач исследователям пришла идея моделировать конкретные знания специалистов-экспертов. Так в США появились первые коммерческие системы, основанные на знаниях, или экспертные системы (ЭС). Эти системы по праву стали первыми интеллектуальными системами, и до сих пор единственным критерием интеллектуальности является наличие механизмов работы со знаниями.
|
|
Так появился новый подход к решению задач искусственного интеллекта — представление знаний.
Подробнее об истории искусственного интеллекта можно почитать в [Поспелов, 1986; Джексон, 2001; Гаврилова, Хорошевский, 2001; Эндрю, 1985|.
При изучении интеллектуальных систем традиционно возникает вопрос — что же такое знания и чем они отличаются от обычных данных, десятилетиями обрабатываемых на компьютерах. Можно предложить несколько рабочих определений, в рамках которых это становится очевидным.