Хэрри Пауэрс: Афро-американское стеганое одеяло. Деталь.1895-1898

По части интуиции им нет равных. В этом они могут быть нам помощниками. Вот почему ангелов и творцов соединяют столь глубокие дружеские узы. Созерцая удивительные, необыкновенные изображения ангелов, подаренные нам художниками, мы имеем дело не просто с благодатной темой для живописи, но и с тем, что происходит между ангелами и художниками. Ангелы ходят путями интуиции.

Ангелы связаны особыми отношениями и с пророками — а сегодня пророки нам необходимы. Пророки нужны гражданскому обществу в каждой профессии, в каждом поколении. Нам нужны молодые пророки и пророки старые. «Чем занимаются пророки? — спрашивает ребе Гешель. — Пророки вмешиваются». Если мы хотим, чтобы человечество свернуло с того пути, по которому оно идет сейчас, нам не обойтись без пророков, — ангелы же, согласно Аквинату, имеют самое непосредственное отношение к пророчеству.

Вдобавок ангелы обладают исключительной силой воли. Аквинат говорит: «...их воля по природе своей исполнена любви». Ангелы не склонны предаваться отвлеченному умствованию; их удел — любовь и понимание. Их понимание проникнуто любовью. Их знание — это знание сердца. Это мудрость, а не просто знание.

Итак, мы ясно видим, что в областях своей «специализации» — в понимании, познании, любви, сострадании и пророчестве — ангелы могут многому научить нас. Их задачи непросты. У них есть серьезные космические обязанности, связанные с мудростью и знанием. Одна из таких задач — восхваление. Где восхваление, там и ангелы. По моему мнению, отсутствие ангелов связано с тем, что я бы назвал «кризисом восхваления в западной цивилизации». Они вернутся, как только мы вновь научимся хвалить.

Ангел Благовещения на Реймсском соборе. Деталь. Франция. Ок. 1245-1255

Хильдегарда Бингенская и Фома Аквинский учат, что дьявол отличается от ангелов отказом возносить хвалу. Сколь многое в нашей культуре последних столетий было связано с отказом хвалить! Что есть хвала, как не радостный и благоговейный хор голосов? Мы лишены хвалы потому, что наш мир — мир, подобный машине или клетке, — отнял у нас благоговение и радость. Пробуждая в нас благоговейный страх и изумление, новая космология тем самым воскрешает хвалу.

Ангел на кровельной балке в церкви Св. Марии Магдалины. Ньюарк-на-Тренте.

Ноттингемшир, Англия. Ок.1470. В руках у ангела герб Саутвельской епархии.

Изучать ангелов — значит проливать свет на нашу собственную природу, особенно на те ее аспекты, что подавляются нашей обмирщенной цивилизацией, обмирщенной образовательной системой и даже нашей обмирщенной религиозностью. Под обмирщением я подразумеваю все, что изгоняет священный трепет из мироздания.

Ангелы — наши представители и сотрудники. Иногда они охраняют и защищают нас; иногда вдохновляют и приносят нам великие вести, т.е. пробуждают нас от духовной спячки. Иногда они исцеляют, а иногда сопровождают в путешествии по иным мирам, чтобы мы могли вернуть оттуда тайну нашего собственного мира. Аквинат говорит: «Мы трудимся для Господа вместе со святыми ангелами»4. Но еще важнее для Аквината то, что ангелы всегда возвещают о божественной тишине, предшествующей вдохновению и словам, — тишине, дарованной размышлением и созерцанием.

Ангелы несут людям счастье. Трудно представить себе ангела, который не улыбался бы при встрече с человеком. Встретить ангела — значит обрести радость. По словам Аквината, счастье — это осознание чего-то лучшего, чем мы сами. Священный трепет, изумление, ощущение мощи, исходящей от ангела, — явления как раз такого порядка. Они призывают нас возвыситься над самими собой.

Наконец, прегрешение темных ангелов связано с высокомерием и злоупотреблением знанием и могуществом. Как это нам знакомо! Достаточно вспомнить последние два века западной цивилизации. За этот период произошел невероятный прорыв в знании, мы обрели огромные и поразительные полномочия. Но у этих достижений есть и темная сторона. Высокомерие и самоуверенность породили сегодняшнюю безнадежную экологическую ситуацию. Это неподобающее использование знания и могущества, эти самоуверенные попытки познать Вселенную отражены еще в мифе о Фаусте. Разве темные ангелы не воплощают теневую сторону западной цивилизации, сторону, для которой высокомерие и злоупотребление знанием и властью — нормальный образ жизни?

Руперт: Я хочу подхватить тему тесной связи ангелов с космологией. Ангелы у меня ассоциируются, прежде всего, с небесами. Я вырос в Ньюарке-на-Тренте, городе-ярмарке в английском графстве Ноттингемшир. У нас была великолепная приходская церковь, построенная еще в Средние века. Кровельные балки нашей церкви (как и в большинстве средневековых церквей) поддерживают резные ангелы. А в Линкольне, всего лишь в пятнадцати милях от Ньюарка, находится большой готический кафедральный собор, одна из частей которого называется «ангельская капелла». Там небесный хор ангелов играет на музыкальных инструментах, — чтобы увидеть их, нужно запрокинуть голову и посмотреть вверх. Поэтому я с детства представлял себе ангелов именно такими, похожими на звезды в небе. С этого я и начну — с космологического аспекта ангелов, их связи с небесами.

Роберт Монро «Небесное диво» 1995. Не ретушированное фото облачного образования.

В Средние века (как, впрочем, и во все предшествовавшие времена) люди верили, что небеса и вообще весь космос — живые. Небеса населяло бесчисленное множество существ, наделенных сознанием, которые отождествлялись со звездами, планетами и, возможно, с космическим пространством между ними. «Бог на небесах» — это не отвлеченная метафора: люди того времени действительно имели в виду небо.

«Отче наш, сущий на небесах». По-моему, большинство современных христиан уверены, что это всего лишь метафора, ничего общего не имеющая с настоящим небом. Небеса отошли в ведение науки; небесными пределами теперь занимается астрономия. А она не имеет никакого отношения к Богу, духам или ангелам. Ее интересуют галактики и гравитационные поля, спектры излучения атомов водорода и жизненные циклы звезд, квазары, черные дыры и так далее.

Морфологические единицы: иерархия вложенных уровней. С помощью такой диаграммы можно представить, например, соотношение клеток с тканями, органами и организмами, или планет с планетными системами, галактиками и скоплениями галактик.

Но раньше люди так не думали. Они считали, что на небесах пребывают духи и Бог. Если Бог вездесущ, значит, божество должно присутствовать повсюду во Вселенной, а ведь наша Земля — всего лишь одна из бесконечно малых частиц мироздания.

Научная революция XVII века механизировала Вселенную. Небеса перестали считаться обителью духовных существ. Теперь, как и все остальное, они обрели в представлениях ученых материальную природу, без малейших отклонений подчиняющуюся законам Ньютона. На таких небесах уже не находилось места ангельским разумам. В механистическом мире ангелы могли существовать только как психические феномены, исключительно в нашем воображении.

Но теперь сама наука начинает отвергать этот механистический взгляд на мир. Последние научные прозре

ния подводят нас к новым представлениям — к концепции живого мироздания. Это основная тема моей книги «Возрождение природы».

Прежний механический универсум был огромной машиной, которая, приближаясь к своей термодинамической гибели, постепенно выходит из строя. Но, начиная с 60-х годов XX века, картина мира стала меняться. Возникла идея эволюционирующего космоса. Вначале Вселенная была крохотным, меньше булавочной головки, сгустком энергии, огненным шаром, который затем стал расширяться и до сих пор непрерывно разрастается. Разрастаясь, он остывает. Внутри него возникает все больше разнообразных структур и форм. Атомов, звезд, галактик, химических элементов вроде железа и углерода, планет, биологической жизни — всего этого вначале не было. По мере расширения Вселенной все это появлялось сначала в каком-то одном месте, а потом бесконечно самовоспроизводилось в пространстве и времени. Такой растущий, разворачивающийся универсум совсем не похож на машину. Скорее, он напоминает развивающийся организм.

Атомы уже больше не представляются нам неизменными инертными частицами материи. Атомы — сложные активные структуры, а материя — скорее, процесс, нежели субстанция. Специалист по философии науки Карл Поппер говорит: «Материализм преодолел себя в современной физике». Материя перестала быть фундаментальным объяснительным принципом. Напротив, ее саму теперь можно объяснить с помощью иных, более основательных принципов. Я имею в виду поля и энергию.

Планета, на которой мы живем, — это не безжизненная каменная глыба, обращающаяся вокруг Солнца, согласно ньютоновским законам движения, а Мать-Земля.

Гипотеза Гайи облекает в современную научную форму древнее интуитивное прозрение: наш мир — живой.

Жестко детерминированная Вселенная, подчиняющаяся неумолимым законам механистической причинности, уступает место миру, в который возвращаются свобода, открытость и спонтанность. Детерминизм пошатнулся с появлением квантовой теории в 20-е годы XX века. Позже теория хаоса подтвердила, что прежний идеал ньютоновского детерминизма был иллюзией. Наука высвободилась из-под гнета представлений о полностью предсказуемой Вселенной.

Природа обладает творческой силой. Благодаря Чарлзу Дарвину и Альфреду Расселу Уоллесу, обрела научную форму идея о том, что растения и животные — порождения самой Матери-Природы. Правда, физики еще долгое время утверждали, что эволюционные процессы не имеют никакого отношения к космосу в целом. Вплоть до 60- годов XX века они продолжали считать космос машиной, лишенной творческих способностей. Но теперь мы приходим к пониманию того, что творческая эволюция не ограничивается одной лишь областью биологии: эволюционное развитие всего космоса — это бесконечный творческий процесс.

Уверенность в том, что математическая физика вскоре раскроет все тайны природы, развеялась. Оказалось, что от 90 до 99 процентов космоса — это совершенно неизвестная нам «темная материя». Физики словно открыли космическое бессознательное. Мы не знаем, что такое эта темная материя, как она функционирует, какое влияние она оказывает на ход вещей во Вселенной.

Более того, эволюционная космология ставит под сомнение саму идею вечных «законов природы». Если природа развивается, то почему бы тогда не развиваться и законам природы? Почем знать, действовали ли все те «законы», что управляют нами сейчас (кристаллизация сахара, погода и так далее), в момент «Большого Взрыва»? Разумнее было бы считать, что в эволюционирующей Вселенной законы природы тоже эволюционируют. Еще разумнее думать, что все регулярное в природе подобно привычкам. А привычки природы меняются, развиваются. Вместо Вселенной, управляемой вечным математическим разумом, можно представить себе Вселенную, полагающуюся на свою внутреннюю память. На этом основана моя гипотеза морфологического резонанса, памяти в природе5.

Прежнюю модель Вселенной, состоящей из конечных неделимых частиц, мы теперь можем заменить холистической моделью—иерархией (или холархией) уровней, вложенных один в другой. Каждый из этих уровней — одновременно и часть, и целое. Атомы — это целое, состоящее из субатомных частиц, которые сами являются целым на более низком уровне. Молекулы как целое состоят из атомов, кристаллы — из молекул. Клетки — подуровень тканей, ткани — органов, органы — организмов, организмы — сообществ, сообщества — экосистем, экосистемы — Гайи, Гайя — Солнечной системы, Солнечная система — Галактики, и так далее: повсюду один уровень вложен в другой, каждая система — это одновременно и целое, состоящее из частей, и часть внутри более крупного целого. И на каждом уровне целое больше суммы своих частей. С моей точки зрения, эта целостность определяется тем, что я называю «морфологическим полем», — организующим полем, лежащим в основе структуры систем. Морфологические поля структурируются морфологическим резонансом. Они — носители памяти, внутренне присущей природе.

Морфологические поля одушевляют организм на каждом структурном уровне. Они задают привычки организма и саму его способность структурироваться. В этом смысле, живые не только микробы, растения и животные, но также и молекулы, звезды, галактики. А раз они живые, обладают ли они сознанием? Разумны ли они?

Возьмем такие уровни организации, как Гайя, Солнечная система или Галактика. Если структурирующие их поля обладают духом, разумом или сознанием, значит, речь идет о сверхчеловеческом сознании. Если у Галактики есть сознание, дух или разум, этот разум должен быть неизмеримо больше разума любого гарвардского профессора или парижского интеллектуала.

Мэтью: Да, индустриальный век Ньютона и Декарта изгнал ангелов. Ангелам нет места в механистическом мироздании. Там нет места даже душе. Ангелов не только изгнали, но и опошлили. Вспомним барочные церкви XVII века — столетия, когда произошел раскол науки и религии. Религии досталась душа, которая постепенно становилась все более интровертной и хилой, а ученым досталась Вселенная. Барочная архитектура превратила ангелов в очаровательных пухлых младенчиков, которых так и хочется ущипнуть за щечку. Но настало время дать ангелам свободу.

Триста лет богословы стеснялись даже упомянуть об ангелах. Но ангелов — целые сонмы ангелов! — упоминает Библия. Стоит завести речь о космологии — и ангелы тут как тут.

Ника, древнегреческая богиня победы, несущая сосуд с водой. Изображение на краснофигурной вазе. Ок.480 г. д. н. э

В I веке нашей эры, когда создавался Новый Завет, всех обитателей Средиземноморского бассейна волновал один чрезвычайно важный вопрос: кто такие ангелы — друзья они нам или враги? В Греции и Риме все верили в ангелов: они были частью общепринятой космологии. Но вопрос в том, можем ли мы доверять этим невидимым силам Вселенной, приводящим в движение планеты и стихии? Насколько Вселенная заслуживает доверия? Это особенно интересно еще и потому, что уже в двадцатом веке у Эйнштейна как-то раз спросили: «Какой вопрос кажется вам самым важным? Он ответил: «Дружественна нам Вселенная или нет?» Тот же случай. Я люблю повторять своим студентам: повстречав ангела из Библии, всякий раз вспоминайте Эйнштейна. Это самый серьезный космологический вопрос. Можно ли доверять космосу? Настроен ли он благожелательно?

Упоминания об ангелах содержатся в многочисленных гимнах Космическому Христу в Библии (например, Рим. 8:38,39; Эф. 1:20,21; Кол. 1:15,16; Евр. 1:3,4). Ранние христиане в I веке отвечали на этот животрепещущий вопрос так: Христу принадлежит власть над ангелами и архангелами, силами и началами. Они имели в виду следующее: неважно, что эти невидимые силы делают с элементами Вселенной, — божественная улыбка Христа означает, что тревожиться не о чем. Вселенная дружественна нам. Ангелами правит благосклонная к нам сила — Христос. Традиция Космического Христа вплетена в контекст ангелологии, потому что она вплетена в космологический контекст.

Руперт: Несмотря на то, что небеса опустели и стали частью механического универсума, все эти вопросы не потеряли актуальности. Когда религиозное воображение отказалось от небес, возникла духовная пустота, а поскольку наука особым воображением не отличается, в образовавшуюся брешь хлынула научная фантастика. Писатели-фантасты населили небеса своими фантазиями. Некоторые из этих писателей талантливы и проецируют на небеса истории, исполненные глубокого смысла. Но большинство из них бездарны и не могут передать истинный смысл трепета и благоговения перед Вселенной. Перемещающиеся во времени космические корабли, империи зла, звездные войны, космические полицейские, пришельцы — едва ли все это имеет хоть какое-то отношение к космическому разуму. И тем не менее научная фантастика остается для современных детей первым и главным источником знаний о небесах. Ангелов изгнали и опошлили, а образовавшаяся в результате космологическая пустота отдана на откуп писателям-фантастам и энтузиастам от уфологии.

Это ужасная утрата. Ведь научная фантастика возникла в контексте механистических представлений о мироздании, до космологической революции 1960-х годов, и позднейшие открытия не нашли в ней места. С тех пор наши знания о небесах со всеми их бесчисленными галактиками и квазарами, пульсарами и черными дырами невероятно расширились. Космическая история насчитывает 15 миллиардов лет! Прежде всего, необходимо вернуть небесам осмысленность, чтобы, глядя на небо и звезды, мы ощущали божественное присутствие на небесах, присутствие разума и жизни.

Мэтью: Сегодня мы открываем для себя живую Землю, Гайю, которая во многих культурах носит имя «Матери-Земли». Но не менее важно открыть для себя живые небеса, соединить Землю и небо. Джоз Хобдей, индианка из племени сенека, говорит, что коренные народы Америки в танце склоняют колени к Земле, а плечи подставляют Небу, соединяя тем самым энергии Матери и Отца. Мы не только лишили небеса божественной природы. Мы отправляем туда ракеты и сеем там разрушение. Да, мы проникли туда. Но мы все равно не в состоянии представить себе, насколько велика и поразительна эта бесконечно расширяющаяся Вселенная. И речь идет не только о пространстве, но и о времени. До нас все еще доходит свет, которому миллиарды лет. Вернуть божественную природу Земле и небесам — это значит вновь освятить пространство и время.

Руперт: В прошлом люди верили, что все земные события тесно связаны с тем, что происходит на небесах. Эта традиция дошла до наших дней в виде астрологических учений. Но, к сожалению, в XVII веке астрология откололась от астрономии. Астрология придавала особый смысл движению небес и их отношениям с Землей. Некоторые планеты по-прежнему носят имена богов и богинь, например, Меркурия, Венеры, Юпитера, которых в христианском мире считали ангелами. У каждого из этих планетарных божеств, духов или ангелов был свой нрав; связанные друг с другом определенными отношениями, они влияли на ход земных событий.

В Индии подобным связям неба и земли по-прежнему придается огромное значение. Когда устраиваются браки — а в большинстве случаев браки там именно устраиваются, — астролог составляет гороскопы жениха и невесты, чтобы удостовериться в их совместимости. Если здесь все в порядке, астролог назначает время свадьбы. Приехав в Индию, я с удивлением обнаружил, что в приглашениях на свадьбу от индийских друзей и коллег, как правило, указывалось довольно странное время брачной церемонии — например, 3.34 пополудни. Индийцы обычно всюду опаздывают, но для таких важных событий они делают исключение. Жених и невеста должны быть соединены брачными узами точно в момент наивысшей гармонии, когда их союзу благоволят небеса.

Элективную астрологию — область астрологии, посвященную выбору времени для проведения важных мероприятий, — практиковали в Англии вплоть до XVIII века. К ней обращались даже в Белом доме при президенте Рейгане и его супруге!

Отношения между небом и землей занимали в старой космологии чрезвычайно важное место. Но с тех пор, как астрология отделилась от астрономии, астрономы больше не ищут смысла в том, что происходит со звездами. Для них на небесах нет ни жизни, ни разума, ни сознания. В отличие от астрономов, астрологи интересуются взаимосвязью небесных и земных событий, но, к сожалению, почти никто из них не смотрит на небо. Мало кто из астрологов по-настоящему серьезно разбирается в звездах и планетах. Астрологию изучают по книгам или, как это принято сейчас, при помощи компьютерных программ. Но, надеюсь, астрологов все же начнут когда-нибудь учить астрономии. Мне кажется, необходимо вновь объединить эти две традиции.

Марк Шагал. «Радуга». Иллюстрации к Библии (ил. 4, т. 1, ф. 16). Париж, Teriade Editeur, 1956.

Мифы многих традиционных культур повествуют о том, как тот или иной народ спустился со звезды либо находится под ее влиянием и покровительством. Например, у догонов в Западной Африке особым почтением пользуется Сириус, Собачья звезда. На мой взгляд, вполне разумно было бы предположить, что глядя на звезды и устанавливая прямую связь с ними, с их разумом и духами, человек сознательно открывается их влиянию. Люди веками свято верили в это.

Скрытый смысл этих преданий ошеломляет. Ведь из них следует не только то, что звезды, возможно, окружены планетами, населенными живыми существами (лично мне это кажется весьма вероятным), но и что сами эти звезды обладают особого рода жизнью, разумом, духом.

Звезды входят в состав галактик. В центре каждой галактики, насчитывающей миллиарды звезд, находится галактическое ядро. Свойства его неизвестны. В небесах миллиарды галактик. Возможно, каждой из них управляет разумное существо. Галактики, как правило, образуют скопления, которыми, вероятно, также правят духовные существа.

Похоже, эти существа находятся в иерархических отношениях между собой. Скопления состоят из галактик, галактики — из звезд и планетных систем, планетные системы — из планет. Каждый уровень представляет собой целостность, включенную в целостность высшего порядка. Перед нами множество уровней организации, и у каждого из них свой разум или сознание.

Проект «Поиск внеземных цивилизаций» (SETI) опирается на предположение, что разумные существа с других планет, пытаясь установить с нами контакт, будут передавать нам радиосигналы, обладающие математическим значением (например, последовательность простых чисел)6. Но, быть может, эти существа вовсе не нуждаются ни в радиосигналах, ни в космических кораблях, ни в НЛО. Быть может, небесный разум в состоянии установить с нами куда более непосредственный контакт — скажем, с помощью телепатии.

Мэтью: Я-то не сомневаюсь в том, что прежние, так называемые первобытные, цивилизации куда лучше нас умели передавать сообщения на далекие расстояния, причем безо всяких специальных технологий. Это отлично получалось у наших западных святых, которые были ясновидящими.

Руперт: Во всяком случае, для общения с внеземным разумом технологии пригодны лишь в очень умеренных пределах. Программы SETI, время от времени финансируемые правительством США, вполне наглядно демонстрируют эти ограничения. Распространенное убеждение состоит в том, что обитатели какой-нибудь одинокой планеты будут передавать радиосигналы в надежде найти где-нибудь во Вселенной еще один вид разумных существ. Астроном Тимоти Феррис называет это «объявлением в разделе знакомств»: «Одинокая, технически продвинутая цивилизация желает познакомиться. Цель — общение»7.

Галактика Сомбреро в созвездии Девы.

Даже если бы какая-то планета поблизости от нас и посылала нам сообщения, они бы шли очень медленно. От нас до ближайшей звезды — около 4,2 световых лет пути, стало быть, ответ с Земли пришел бы (при условии, что мы отреагируем незамедлительно) лишь через 8,4 года. Поперечник нашей Галактики— 100 000 световых лет; стало быть, радиопослание шло бы 100 000 лет от одного края Галактики до другого, и одинокой планете пришлось бы дожидаться ответа целых 200 000 лет. Невозможно представить себе цивилизацию с подобным жизненным циклом и соответствующим уровнем технического развития! Я уж не говорю о контакте с другими галактиками! Ближайшая галактика, туманность Андромеды, находится от нас в 1,8 миллиона световых лет, так что ответа там дожидались бы 3,6 миллиона лет. Соответственно, галактикам, находящимся в миллиарде световых лет от нас, понадобилось бы 2 миллиарда лет, и так далее.

Но если скорость передачи мыслей выше скорости света, то проблема межзвездного и межгалактического общения предстает в совершенно ином свете. Мы должны расширить свои представления о космическом разуме. Вместо того чтобы искать во Вселенной подобные нам самим разумные биологические организмы и технически развитые цивилизации, мы могли бы подумать о том, что планеты, звезды, галактики и скопления галактик, возможно, также наделены сознанием. Вот где нам пригодятся традиционное понимание космоса и ангелология Дионисия Ареопагита, Хильдегарды Бингенской и Фомы Аквинского.

Представим себе, например, что Солнце обладает сознанием. Это не такая уж натяжка даже в материалистических понятиях ортодоксальной науки. Материалисты полагают, что мыслительная активность человека определяется сложными электромагнитными полями мозга. Принято считать, что эти поля — своего рода посредники между сознанием и физической деятельностью мозга, что они каким-то образом порождают сознание. Но сложные электромагнитные поля нашего мозга не идут ни в какое сравнение с электромагнитными полями Солнца.

Слева: солнечная корона. Фотография с борта орбитальной станции «Скайлэб». 10 августа 1973 года.

Справа: кольцеобразное солнечное затмение. 7 марта 1970 года.

Солнце — раскаленный плазменный шар. Поддерживающая его энергия генерируется ядерными реакциями. Плазма — это ионизированный газ с высокой чувствительностью к электромагнитному воздействию. На Солнце действуют очень сложные электромагнитные поля, ритмически функционирующие с циклом около 22 лет. Приблизительно каждые 11 лет магнитные полюса Солнца меняются местами: северный магнитный полюс становится южным, и наоборот. По прошествии следующих 11 лет полюса возвращаются в исходное положение. Этим перемещениям полюсов соответствуют циклы активности солнечных пятен — мощных вспышек на поверхности Солнца.

Солнце.

Фотография с борта орбитальной станции «Скайлэб». 19 декабря 1973 года.

Если мы согласны с тем, что наше сознание связано со сложными электромагнитными полями, то почему бы не признать тогда, что и у Солнца тоже есть сознание, что Солнце способно мыслить? Быть может, мыслительная активность Солнца связана с электромагнитыми явлениями на его поверхности и в его недрах. Если существует связь между нашим сознанием и электромагнитными полями мозга, то, на мой взгляд, нет причин отрицать подобную связь и в других случаях.

А если Солнце обладает сознанием, то как насчет других звезд? Возможно, разум и жизнь есть на всех звездах. Именно в это люди и верили когда-то: звезды — обители разумных существ, и эти разумные существа — ангелы.

Мэтью: Удивительно слышать от тебя такие смелые заявления! Ты никогда так раньше не говорил о Солнце и звездах. Подобные идеи имеют особое значение для богослужения. Нужно приспособить богослужебный круг к этой огромной, живой, сложной и поразительной Вселенной. Для этого сегодня в нашем распоряжении есть электроника. Нужно вернуться от богослужебных книг к космологии, и тогда ангелы вновь займут свое место в богослужении.

Ангел, отвечающий за невероятный разум Солнца, тоже окажется среди них. Почитание божественного пробуждает священный трепет перед реальностью, перед окружающим нас миром. Вселенная — наш дом. Она — Божий храм и дом Божий.

Ангелы часто описываются, как светоносные существа, отблески сияющего Божества. Я помню, тебя поразил один пассаж из Фомы Аквинского, где говорилось, что ангелы перемещаются в пространстве без потери времени. Ты говорил, что это напомнило тебе рассуждения Эйнштейна о свете. Можно ли сказать, что ангелы— это фотоны, носители света?

Гюстав Доре. «Видение Эмпирея». Иллюстрация к «Божественной комедии* Данте, ок. 1810.

Руперт: В расуждениях Аквината об ангелах можно обнаружить потрясающие соответствия квантовой теории и теории относительности. Ангелы — квантовое явление: это единицы действия. Их присутствие обнаруживается исключительно в движении: ангелы — кванты действия. С нашей точки зрения, когда ангелы перемещаются в пространстве, проходит какое-то время; но с точки зрения ангелов, это — мгновенное перемещение, не требующее никаких затрат времени. Именно так Эйнштейн описывает перемещение фотонов света. Мы, как сторонние наблюдатели, можем измерить скорость света, но с точки зрения самого света движение происходит без потери времени. Свет не стареет. Свет времен «большого взрыва», случившегося 15 миллиардов лет назад, все еще окружает нас в виде космического микроволнового фонового излучения. Столько лет прошло, а он по-прежнему вокруг нас и совсем не слабеет.

Так что современная физика изобилует весьма примечательными параллелями традиционным учениям об ангелах. Думаю, это потому, что физику и ангелологию интересуют схожие проблемы. Как перемещается то, у чего нет массы и тела? По Аквинату, у ангелов нет ни массы, ни тела. То же самое относится и к фотонам: у них нет массы, их можно обнаружить только в движении.

Мэтью: Значит, фотоны бессмертны?

Руперт: Да, до тех пор, пока они перемещаются со скоростью света в пространстве. Но их энергия истощается в движении, и в этом смысле они конечны. Они отдают энергию в ходе движения. Этим они, на мой взгляд, отличаются от ангелов.

Параллели между идеями современной физики и средневековыми представлениями об ангелах поистине удивительны. Но все же самые интересные вопросы ставит другая отрасль современной науки — теория эволюции. В Средние века считалось, что природа неизменна, что космос, Земля и все формы жизни на Земле не развиваются. В области биологии научную идею эволюции впервые выдвинули в 1858 году Дарвин и Уоллес. В области физики понятие космической эволюции стало классическим с конца 1960-х годов как следствие теории «большого взрыва». Теперь все в природе выглядит развивающимся. Это значит, что в природе заложен неистощимый творческий потенциал. Что это — слепой случай, как считают материалисты? Или же процессом эволюции руководят разумные силы?

Гюстав Доре «Ангелы сферы Меркурия»

Иллюстрация к «Божественной комедии» Данте, ок. 1810.

.

Насколько мне известно, одним из первых эту возможность начал исследовать Альфред Рассел Уоллес - после того как они с Дарвином обнародовали теорию эволюции и естественного отбора, Дарвин пошел по пути беспросветного материализма, который в настоящее время составляет основу неодарвинизма — классической доктрины академической биологии. Это учение гласит, что процессы эволюции подчиняются случаю и законам природы. У эволюции нет ни смысла, ни цели.

Уоллес же, в отличие от Дарвина, пришел к выводу, что эволюция — это не просто естественный отбор. Эволюционными процессами управляет творческий разум, который Уоллес отождествил с ангелами. Эта концепция вкратце сформулирована в заглавии его последней книги «Мир жизни; творческая сила, направляющий разум и конечная цель»8. Мы очень много знаем о Дарвине, но почти ничего — об Уоллесе. Какая огромная разница между концепциями этих двух создателей эволюционной теории! Это значит, что эволюцию можно понимать по-разному. Для материалиста творческая сила эволюции — дело слепого случая. Но если верить, что в мире существуют разумные силы, то, значит, есть и другие источники творчества, как бы мы их ни называли.

Тут возникает проблема, с которой Аквинат и другие средневековые мыслители не сталкивались, да и не могли столкнуться, а именно: роль ангелов в эволюции. Например, когда рождаются новые галактики, вместе с ними, должно быть, на свет появляются и их ангелы, если только все ангелы не дожидаются подходящего случая со времени «большого взрыва».

Мэтью: А может быть, ангелов — например, тех, кто парил в свое время над динозаврами, — «используют повторно». Ведь в противном случае они бы остались без работы на целых 60 миллионов лет.

Неизвестный художник. «Танцоры бугаку». Деталь. Японский свиток. Ок. 1800.

Руперт: Все эти вопросы никому и в голову не могли прийти в Средние века. В нашу эволюционную космологию ангелы вписываются лучше, чем в какую бы то ни было.

Мэтью: Да, я очень сильно чувствую, что с возвращением живой космологии возвращаются и ангелы, потому что они — часть любой уважающей себя космологии. Может быть, ангелы внесут в нашу культуру необходимое ей воображение.

В своей книге «Пришествие Космического Христа»9 я использую изобретенный мною термин «глубинный экуменизм». Глубинный экуменизм — это общение мировых религий, основанное не на доктринах и богословских изысканиях, а на мистических традициях, совместных молитвах и обрядах.

Все известные нам религиозные традиции говорят об ангелах и духах. Конь-Призрак, духовный учитель из племени дакота, как-то раз сказал мне: «То, что вы, христиане, называете «ангелами», индейцы зовут «духами». Это то общее, что есть у всех религий, то, что может нас сегодня объединить в движении глубинного экуменизма. Ангелы — вне конфессий, на них не наклеишь ярлыка. Нельзя сказать «буддийские ангелы, «исламские», «индуистские», «лютеранские», «англиканские», «католические»...

Чед Майо. "Благословение». 1993.

Очевидно, ангелы станут частью движения глубинного экуменизма. Исторический момент, который мы сейчас переживаем, заставляет нас задаваться вопросом: что общего у человечества как вида? Границы между культурами и религиями размываются. Пора всерьез заняться изучением нашей западной ангелологической традиции — и не из шовинизма, а для того, чтобы встречи с ангелами и духами из других культур не оттолкнули и не испугали нас. Нужно искать истины и связи, общие для всех традиций.

Особо важное место в наших сегодняшних поисках мудрости занимают шаманские культуры. Коренные народы тысячелетиями выживали среди диких зверей, в суровых природных условиях, в ледниковые периоды; они создавали общины, лечили болезни, воспитывали, учились. Огромная часть знаний и преданий была утрачена, но все же не полностью, и эти предания связаны с ангелами и духами. Во время совместной молитвы с американскими аборигенами я соприкоснулся с этими древними знаниями, и они заполнили пробелы в моем религиозном опыте. У наших кельтских предков тоже была хорошо разработанная система представлений об ангелах и духах-хранителях.

Руперт: Знания о духах всегда были основой религиозного опыта практически каждой культуры, наверное, с тех самых пор, как мы стали людьми. Вероятно, таковы истоки религиозного опыта. Представления о духах возникли раньше идеи единого Бога. Интересно, что в христианской, иудейской, исламской традициях, так же, как и в индуистской и буддийской, всегда фигурировало огромное множество духов. Даже ислам, самая монотеистическая из всех религий, не отрицает существования ангелов. Высокоразвитые религии не только не отвергли этот древний религиозный опыт, но и расширили его.

Мэтью: И все же в истории человечества был момент, когда духов отлучили, изгнали. Это произошло в последние несколько столетий, с наступлением современной эпохи. В сознании людей что-то изменилось, извратилось, разладилось, когда они попытались разорвать отношения с ангелами и духами, поэтому нам приходится расплачиваться за это экологическими катастрофами, войнами, жаждой наживы... Мы подвергли наши отношения с ангелами предельному обмирщению. Ангелы стали чем-то смешным, сентиментальным.

Турецкая миниатюра. Деталь. Ок. 1500.

Руперт: Или же всего-навсего порождениями нашей собственной психики. Современный человек говорит: «Ну ладно, допустим, кому-то мерещатся ангелы. Но это всего лишь плод нашего воображения. На самом деле никаких ангелов нет, они существуют лишь в сознании людей».

Людям нетрудно согласиться с тем, что ангелы существуют в нашем сознании. Гораздо сложнее признать объективное существование нечеловеческого разума. Нам брошен вызов.

Мэтью: Я считаю, что движение глубинного экуменизма должно распространиться и на науку. Как современная наука может помочь нам вновь обрести глубокие и насыщенные представления об ангелах, сохраненные западной традицией в лице Дионисия, Хильдегарды и Аквината?

Руперт: Это очень важно, поскольку современные научные открытия далеко превосходят все, что было известно в прошлом. Тогда у людей не было телескопов или радиотелескопов, они не знали ни о безмерности Вселенной, ни о разнообразии небесных тел, ни о космической эволюции. Отказавшись от старого машиноподобного мироздания ради живой и развивающейся Вселенной, мы должны задаться вопросом: какие еще, кроме нас, разумные существа обитают в этой Вселенной?

ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ

Дионисий жил в VI в. н.э., вероятно в Сирии. На протяжении многих веков его ошибочно отождествляли с Дионисием Ареопагитом, которого св. Павел обратил в христианство в Афинах (Деян. 17:34). Правильнее было бы называть его Дионисием Псевдо-Ареопагитом. Он также известен под именем Псевдо-Дионисия (Сен-Дени, Дионисий Парижский). Благодаря этой путанице его сочинения пользовались огромным авторитетом вплоть до XVI в., и его роль в развитии православного и западного богословия трудно переоценить. Глубокое влияние на его учение оказали идеи философа-неоплатоника Прокла (411—485 н. э.). Четыре основных книги Дионисия Ареопагита — «О небесной иерархии», «О церковной иерархии», «Об именах Божиих» и «О таинственном богословии» — представляют собой сплав неоплатонизма и христианства. В книге «О небесной иерархии» подробно описаны девять чинов ангелов — посредников между Богом и людьми. Большинство фрагментов, которые мы приводим в своей книге, взяты именно из этого сочинения, оказавшего огромное воздействие на христианскую ангелологию. За свое богословие Дионисий получил прозвание «умеренного монофизита» (монофизитство — ересь, отрицавшая человеческое начало в Христе). Но на Латеранском соборе в 649 г. церковь воспользовалась его сочинениями в борьбе с монофизитами-радикалами, и это событие также в немалой степени поддержало тот авторитет, которым учение Дионисия пользовалось в христианском мире. Влияние ангелологии Дионисия на христианское богословие не в последнюю очередь объясняется тем, что он подробно описывает девять ангельских чинов, о которых апостол Павел упоминает лишь вскользь.

ЧИСЛО АНГЕЛОВ

Писание говорит об ангелах, что их тысячи тысяч и тьмы тем, если умножать на самих себя самые высшие для нас числа. Таким образом, оно ясно показывает, что чины небесных Существ для нас неисчислимы; потому что бесчисленно блаженное воинство надмирных Умов. Оно превосходит малый и недостаточный счет употребляемых нами чисел...10

Мэтью: Дионисий помещает ангелов в контекст огромного, бесконечного космоса и говорит об их неисчислимом множестве. Спустя несколько веков Мейстер Экхарт скажет, что численностью своей ангелы превосходят песчинки на морском берегу. Речь идет о невероятном числе, огромном множестве, которое нам не под силу себе представить. Вообразите самое большое число и приписывайте к нему нули до бесконечности — вот что такое ангельские сонмы.

Руперт: Огромные числа принято называть «астрономическими», и это напоминает нам о звездах. Теперь мы знаем, что космос состоит из бесчисленного множества галактик, а каждая галактика — из миллиардов звезд. На ночном небе мы можем увидеть звезды только нашей Галактики, основную часть которой составляет Млечный Путь. Поскольку ангелы связаны со звездами, их число действительно можно назвать «астрономическим».

Мэтью: Астрономические числа и астрономические существа.

Руперт: И раз уж мы считаем, что ангелы связаны со всем, что есть в природе, нужно принять во внимание и миллионы биологических видов, существующих на нашей Земле, а также, возможно, миллиарды видов с других планет, обращающихся вокруг других звезд в других галактиках. Сверх того, сами эти планеты — тоже организмы, как и наша планета, Гайя. Невероятное множество всех этих природных форм организации точно так же не представимо для нас, как и несметные ангельские воинства, о которых говорит Дионисий.

Мэтью: В этом контексте уместно будет обратиться к излюбленной теме Дионисия — иерархиям. Похоже, он сам изобрел это слово, создав книгу под названием «О небесной иерархии».

ИЕРАРХИИ, ПОЛЯ И СВЕТ

Иерархия, по моему мнению, есть священный чин, знание и деятельность: каковая иерархия причастна, насколько возможно для нее, Божественной красоте, и при озарении, сообщаемом ей свыше, восходит к возможному Богоподражанию.

Божественная красота — как простая, как благая, как начало всякого совершенства, — хотя и совершенно чужда всякого разнообразия, сообщает свет свой каждому по достоинству, и тех, которые делаются причастниками ее, совершенствует чрез Божественное тайнодействие, сообразно своей неизменности. Итак, цель Иерархии есть возможное уподобление Богу и соединение с Ним. Имея Бога Наставником во всяком священном ведении и деятельности и постоянно взирая на Божественную Его красоту, она, по возможности, запечатлевает в себе образ Его, и своих причастников творит Божественными подобиями, яснейшими и чистейшими зерцалами, приемлющими в себя лучи Высочайшего Божества — источника света; исполняясь священным сиянием, им сообщаемым, они сами, наконец, сообразно с Божественным установлением, обильно сообщают это сияние тем, кто ниже их. Ибо тем, которые совершают священные тайны, или тем, над которыми они свято совершаются, совсем не прилично делать что-нибудь противное священным установлениям; да они и не должны так поступать, если хотят удостоиться Божественного сияния, достойно взирать на него и преобразоваться по подобию этих божественных Умов.

Итак, кто говорит о Иерархии, тот указывает на некоторое священное учреждение — образ Божественной красоты, учреждение, существующее между чинами и знаниями Иерархическими для совершения таинств своего просвещения и для возможного уподобления своему началу.

Ибо совершенство каждого из принадлежащих к Иерархии состоит в том, чтобы стремиться, по возможности, к Богоподражанию, и, что всего важнее, сделаться, как говорит Писание, соработниками Богу, и, по возможности, обнаруживать в себе Божественную деятельность; так как чин Иерархии требует, чтобы одни очищались, другие очищали; одни просвещались, другие просвещали; одни совершенствовались,другие совершенствовали, каждый, сколько ему возможно, подражая Богу11.

\Дионисий Ареопагит «О небесной иерархии», глава III.\

Руперт: То, о чем говорит Дионисий, соотносится с неоплатоническим учением об эманациях Единого — источника, из которого проистекает все сущее. Представление о цепочке сущего было очень важным для Древнего мира и оставалось привычной темой в литературе вплоть до современной эпохи. С каждой следующей ступенью сущее, исходящее из единого источника, постепенно тускнеет, погружаясь в материю. В этом, на мой взгляд, состоит неоплатоническая основа мышления Дионисия.

Мэтью: Согласен. Но, по-моему, сейчас эти взгляды стоило бы пересмотреть. Идея единого источника всего сущего мне нравится. Именно такой мне видится история творения: все началось с крошечного сгустка энергии. Однако представление о том, что чем дальше сущее от материи, тем оно одухотвореннее, кажется мне одной из величайших ошибок эллинистической мысли, отправной точкой всякого рода дуализма.

В этом тексте есть еще один смысл. Взять хотя бы первую фразу, где речь идет о «восхождении». Если все сущее изливается сверху вниз, значит, пренебрежения заслуживает все то, что находится внизу, — будь то земля, по которой мы ходим, или же наши собственные нижние чакры. Эта столь характерная для неоплатонизма логика не вызывает у меня особых симпатий. В нашем столетии подобные ошибочные утверждения, основанные на дуалистической идее «материя против духа», Успешно опровергаются представлениями об энергии и Духе, присущих материи. Но зато Дионисий очень интересно описывает иерархию — как священный чин, знание и деятельность, уподобляющиеся Божественной красоте и восходящие к Богоподражанию. Это нам весьма пригодится.

Интересно, что в его определении иерархии говорится о красоте Бога. Первый дар, изливающийся из единого источника, — это красота и свет. Для Дионисия красота есть свет. По-моему, это чудесно. Для нас сегодня необычайно важно понимать, что красота — это одно из имен божественного. Этой идеей вдохновляется современное движение за «экосправедливость». Красота — один из величайших источников энергии. Способность воспринимать красоту присуща людям как биологическому виду.

Руперт: Но если Бог— источник света, то тут возникает проблема. Получается, что наверху свет самый яркий, а чем ниже мы спускаемся, тем больше свет смешивается с тьмой. Значит, тьма для неоплатоников — это один из образов материи.

Мэтью: Точно.

Руперт: Выходит, что тьма не является частью божественного; она — негативный принцип. Но если рассматривать свет и тьму как два полюса божественного, все выглядит совсем иначе. Можно идти как снизу вверх, так и сверху вниз. Перемешивание материи и света, струящегося из сияющего источника наверху, уже не будет всецело негативным явлением или ослаблением первичного божественного принципа.

Мэтью: Я как-то раз провел без сна всю ночь в лесу и осознал, что ночь — это не просто отсутствие солнца: у ночи есть своя энергия. Тьма спускается, надвигается, входит, и у нее своя энергия, своя мощь. Именно этого недостает мышлению неоплатоников. Они принижают материю н тьму. Они принижают низ.

Мейстер Экхарт пишет: «Верх — это низ, а низ — это верх». Это звучит куда современнее. Бакминстер Фуллер2 говорит, что слова «верх» и «низ» уже лет четыеста, как вышли из моды, потому что в искривленной вселенной все входит и выходит, но ничто не поднимается и не спускается.

Поэтому я думаю, что лестница Иакова и вообще весь этот архетип восхождения — просто бегство от materia: материи, матери, земли. Это часть того иерархического видения мира, которое неоплатониками принималось за нечто само собой разумеющееся. Сегодня оно нам не подходит.

У этих представлений есть и политический аспект. В тексте Дионисия мы находим одно довольно-таки сомнительное высказывание. Это цитата из Прокла, авторитетного философа-неоплатоника: «...особая свойственная им чистота отчуждает обладающих высоким совершенством от тех, кто ниже их».

Грубо говоря, не стоит марать руки о тех, кто тебя ниже. Это замкнутое, кастовое самосознание, неприкосновенная духовность. В этом отличие неоплатонической философии Прокла, Плотина и Дионисия от библейской традиции, с почтением относящейся ко всем самым малым и смиренным созданиям: у них есть свои права, все они участвуют в общем круговороте бытия. Коренным первобытным народам мир представляется похожим на круг, а не на лестницу. Отсюда вопрос: нельзя ли рассматривать архетип цепочки сущего, скорее, как круг или спираль, чем как лестницу?

Руперт: Думаю, можно. Но мне кажется, что и в такой образности верха и низа есть свой смысл. Глядя ввысь, мы видим небо. Смотреть ввысь, на небеса, очень важно. В современном мире люди редко смотрят вверх. Наш взгляд прикован к земле, к земным делам. Почти все, что мы продаем и покупаем, идет от земли, даже сами деньги. Небеса, безграничные возможности космоса, огромное разнообразие небесных существ попросту не привлекают нашего внимания.

Уильям Эдмондсон. «Ангел» Ок. 1940.

Мэтью: Глядеть вверх или же окидывать взглядом мир? Например, если взобраться достаточно высоко, скажем на гору, если посмотреть с самолета или спутника, то можно окинуть взглядом все, что вокруг, и тогда действительно увидишь, как огромна Вселенная. Иными словами, только так нам удается окинуть мир взглядом, ведь глаза у нас не на макушке. Что поделаешь, так уж мы биологически устроены: нам приходится запрокидывать голову, чтобы увидеть звезды. Правда, не всегда это так. Там, где виден горизонт (как я люблю это слово!), мы проникаем взглядом за пределы Земли. Я подумал сейчас о «большом небе» в Монтане. Вот там действительно горизонты! Чтобы увидеть небо, достаточно просто смотреть прямо перед собой. Помню, как-то раз в Южной Дакоте после обряда в индейской парной бане я вышел наружу и увидел, как полыхает Млечный Путь: словно звездная радуга поднималась от плоской земли в куполообразное космическое пространство, а затем снова опускалась к земле. Но в городах людям приходится смотреть вверх потому. что мы уничтожили горизонт. Как бы то ни было, не вполне с тобой согласен: глядя ввысь, мы теряем ощущение громадности космоса.

Руперт: Не буду спорить. «Окидывать взглядом» — более уместное выражение. Лучший способ смотреть на звезды — это лечь на спину. Можно увидеть небо во всей его красе, не выворачивая шею. Наверное, первыми на звезды стали глядеть пастухи, спавшие под открытым небом.

Заглядывать за горизонт тоже очень важно. Древние мегалиты, вроде Стоунхенджа, были по большей части обсерваториями для наблюдения за восходом и заходом небесных тел. Эти громадные камни делили горизонт на дуги или зоны.

Идея иерархии по-своему важна. Суть любого холистического мировоззрения — будь то организмическая философия природы Уайтхеда или современный научно-философский холистический взгляд на мироздание — заключается в признании того, что на каждом структурном уровне целое превосходит сумму своих частей.

Природа состоит из разных уровней, образующих иерархию. Лучше всего называть ее иерархией вложенных уровней. Например, кристалл как целое состоит из молекул. Каждая из этих молекул как целое состоит из атомов. Каждый атом — организм, состоящий из ядра и электронов; в ядро как целое входят нейтроны, протоны и силы, удерживающие их вместе, и так далее.

Эти многослойные структурные уровни мы наблюдаем повсюду. Наше собственное тело состоит из органов, тканей, клеток, органоидов и молекул. Мы как организмы представляем собой часть более крупных систем; мы — частицы социума, а социум подобен организму на более высоком структурном уровне. Социумы — частицы экосистем. Существуют и еще более высокие уровни: наша планета — Гайя, Солнечная система (тоже своего рода организм), Галактика, группы галактик.

С этой точки зрения, на каждом уровне мы обнаруживаем целое, состоящее из частей, но превосходящее их сумму. Не бывает планеты вне планетной системы, она обязательно будет частью более крупного целого. Не бывает планетной системы вне галактики (по крайней мере, насколько нам известно). Другой пример: Сан-Франциско — город в Соединенных Штатах. Соединенные Штаты больше, чем Сан-Франциско, а Соединенные Штаты, в свою очередь, — часть Североамериканского континента.

Мы сталкиваемся с такой организационной схемой повсюду — и в географии, и в биологии, и даже в языке: фонемы складываются в слоги, слоги — в слова, слова — в словосочетания, словосочетания — в предложения. Всё это — иерархии вложенных уровней.

Другое название для иерархии вложенных уровней предложил Артур Кестлер13: «холархия». Слово «холархия» позволяет избежать ассоциаций с церковной иерархией.

Природные иерархии вложенных уровней, или холархии, — это приблизительно то же, о чем говорит Дионисий. Можно рассмотреть ангельские иерархии с этой точки зрения. Одни ангелы будут тогда соответствовать ангелам галактик, другие — ангелам планетных систем, третьи – ангелам планет. Так, собственно, и изображались небесные иерархии — в виде концентрических сфер.

Мэтью: Тут еще вдобавок появляется третье измерение. Модель лестницы предполагает только два измерения, в результате чего и не удается отделаться от идеи давления, доминирования, командования. Но сферы внутри сфер — это совсем другое дело: они не громоздятся друг на друга, и у каждой — свое пространство и свое устройство.

Я хотел бы подчеркнуть вот какое положение в рассуждениях Дионисия об иерархии. Он говорит о том, что всякое создание «по возможности» стремится к Богоподражанию, желает «сделаться, как говорит Писание, соработником Богу» и обнаружить в себе «Божественную деятельность». Иерархия, по словам Дионисия, — это священный чин, знание и деятельность. Деятельность проистекает из причастности всякой твари к красоте; быть соработником Бога — значит подражать Ему. В этом, как мне кажется, заключается динамический аспект иерархии по Дионисию.

Мне очень нравится термин «холархия». Нам и впрямь нужно было найти какое-то новое определение, потому что слово «иерархия» — слишком нагруженное. Оно подразумевает в том числе и политическое давление. Лучшая часть слова «иерархия» — это «иер-». Для большинства людей «иерархия» — это что-то связанное с эксплуатацией: те, кто наверху, эксплуатируют тех, кто внизу. Но, конечно же, это не так. «Иерос» — греческое слово, означающее «священный». Просто небеса и земля утратили в наших глазах свою священную природу, отсюда и все наши затруднения.

Руперт: Да, холархия — это то, что надо. «Иерос» по-гречески значит «священный, святой». По-английски «святой» — holy — сходно по звучанию с whole — «целый». То же самое и по-гречески: «холос» — значит «целый».

Мэтью: А вот еще одна очень важная фраза у Дионисия: «[Иерархия] запечатлевает в себе образ Божий и своих причастников творит Божественными подобиями, яснейшими и чистейшими зерцалами, приемлющими в себя лучи Высочайшего Божества — источника света»,

Хильдегарда тоже говорит о том, что каждое создание — блестящее, сверкающее зерцало божества. Это поистине чудесный образ. Бог смотрится в нас, как в зеркало, и видит Самого Себя. Мы — божественные зеркала. Конечно же, зеркалу нужен свет: в темноте зеркало уже не зеркало. Зеркала не самодостаточны, они нуждаются в источнике света. Тема зеркала — одна из самых распространенных в мистической традиции. Термин «спекулятивный (т.е. умозрительный) мистицизм» подразумевает мистицизм зеркала: по-латыни «зеркало» будет speculum. По словам Дионисия, все на свете — зеркало божества. Речь идет не о спекуляции и не о превращении мистицизма в философский акт рационального познания. Речь о том, чтобы во всем находить зеркало, отражающее Бога.

Ангелы наделены особым даром отражения. Наверное, это что-то вроде высокосовершенного зеркала, которым оборудован космический телескоп «Хаббл». Когда в искусстве изготовления зеркал произошел прорыв, телескопы-рефлекторы позволили нам лучше разглядеть Вселенную. Зеркало — поразительное техническое изобретение. Интересно, кто сделал первое зеркало? Воображаю, какое потрясение испытали люди, впервые заглянув в зеркало.

Руперт: Я думаю, что первыми зеркалами были водоемы, как в мифе о Нарциссе.

Мэтью: Природные зеркала. Наверное, первым зеркалом была плошка с водой. Здорово!

Руперт: Вернемся к идее иерархии. В основе природных холархий лежат организующие поля. Я называю их «морфологическими полями»: они определяют форму и структуру системы. У каждой галактики, каждой планетной системы, каждой планеты есть свое морфологическое поле. Структурные уровни — это также и уровни морфологических полей. Даже и без этой моей гипотезы морфологических полей мы знаем о гравитационном поле Галактики и гравитационном поле Солнечной системы, благодаря которому планеты обращаются вокруг Солнца; знаем мы и о существовании гравитационного поля Земли, которое удерживает нас на Земле, а Луну— на земной орбите. А еще есть электрические и магнитные поля Галактики, Солнца и Земли. Даже если мы ограничимся несовершенными представлениями современной науки, то уже получим иерархии, или холархии, полей.

То же самое относится и к электромагнитным полям в кристалле: в поле кристалла находятся молекулярные поля, а внутри них — поля атомов, электронов и атомного ядра, причем не только электромагнитные поля, но и квантовые.

Современные теории полей пришли на смену традиционным представлениям о душе как о невидимом структурирующем принципе. Даже свойства электричества и магнита вплоть до XVII веке описывались как некие невидимые силы («души»), заключенные в магните или электрически заряженном теле и способные действовать на расстоянии.

Поля — современное название для невидимых организующих сил природы. С древних времен эти силы назывались «душами». Душу мира, апima mundi, теперь зовут «гравитационным полем». Душу магнита стали на зывать «магнитным полем», душу электричества — «электрическим полем». Души растений и животных, души, отвечающие за развитие эмбриона и рост тела, получили в современной биологии развития название «морфогенетических полей». Души животных можно было бы назвать «полями инстинкта и поведения», а про нашу умственную деятельность сказать, что она «регулируется ментальными полями».

Мэтью: Не душа находится в теле, а тело — в душе. На какое расстояние распространяется действие полей нашей души — или, говоря иначе, действие наших мыслей, надежд, грез, страстей, познаний? В каком-то смысле все, о чем мы говорим, заключено в поле нашей души. Мы можем говорить о том, что знаем, — или думаем, что знаем. Так мы достигаем пределов Вселенной, и наши поля, то есть наши души, растут. Это можно назвать «пробуждением поля человека». От порожденного Новым временем представления о ничтожности души, заключенной в шишковидной железе или коре головного мозга, мы движемся к пониманию души как организующего принципа, всеобъемлющего сознания.

Руперт: Верно. Наши познавательные способности выходят за пределы мозга, охватывая все то, что мы воспринимаем, испытываем, переживаем и знаем. Ментальные поля во много раз превосходят мозг своими размерами: по мере того, как расширяются наши представления о мире, о космосе, ментальные поля обретают поистине космические масштабы.

Поскольку ангелы, как мы считаем, организованы холархически, у них, возможно, тоже есть поля. Ангелов можно рассматривать как особые проявления активности этих полей (речь идет, скорее всего, о волновых функциях – прим.М.Р) — точно так же, как фотоны можно считать проявлениями энергии, заключенной в электромагнитных полях.

Поэтому у ангелов, как и у квантов, два аспекта: они каким-то образом соотносятся со своей областью активности и в то же время проявляют себя в качестве квантов этой активности.

Мэтью: И фотоны, и поля связаны со светом. Ангельским светом.

Руперт: И обычно они выступают в роли посредников посланцев. Само слово «ангел» означает «посланник, вестник». Они — связующие звенья. У них та же функция, что и у полей.

Мэтью: Как удачно, что возвращение ангелов-вестников пришлось на нашу эпоху! Ведь именно сейчас мы заново открываем такое свойство Вселенной, как взаимосвязанность всего сущего.

В разобщенном мироздании ангелы оставались не у дел. Их главная задача — обеспечивать взаимосвязь, а мир-машина не особенно нуждался в их услугах.

Мне нравится эта идея: ангел-связной. Одни ангелы — связные в области знания и управления, другие — в области врачевания, третьи — защиты, четвертые — вдохновения. Поэтому в наше время, когда мы вновь открываем взаимосвязанность, у ангелов-связных будет полно работы. Хорошо бы дать объявление: ТРЕБУЮТСЯ АНГЕЛЫ. (В этом объявлении нет нужды. Мы все проявляем себя как ангелы в других реальностях – М.Р)

Руперт: Разумеется, взаимосвязанность полей — отнюдь не односторонний процесс. Если возле большого магнита с сильным магнитным полем поместить магнит поменьше, то не только большой магнит будет оказывать воздействие на маленький, но и наоборот. Если передвинуть меньший магнит, это отразится на общем поле.

Мэтью: Хорошая аналогия для правильно устроенной иерархии, или холархии. Всякое влияние взаимно. Это не большой магнит говорит маленькому, как себя вести. Это взаимный процесс, процесс обмена.

Руперт: Сила тяготения, даже по Ньютону, действует по этому принципу. Все тела во Вселенной притягивают друг друга. Это идея взаимной связи, а не одностороннего влияния. Вслед за Эйнштейном мы можем сказать, что эта взаимосвязанность обеспечивается гравитационными полями, и все эти поля содержатся в гравитационном поле Вселенной, во вселенском поле.

Если считать, что проводниками всякого испытываемого нами воздействия являются невидимые связные, посланцы или ангелы, то это значит, что все происходящее с нами и с миром возвращается через ангельское поле к более крупным уровням организации, ко всеобъемлющему полю сознания.

Мэтью: Образ поля, по-моему, соответствует действительности куда точнее, чем образ лестницы. Поле трехмерно.

Руперт: Ангелы действуют в полях активности, они координируют и связывают. Материальные тела взаимоисключающи: два бильярдных шара не могут одновременно находиться в одном и том же месте. А поля взаимопроницаемы. Например, комната, где мы сейчас сидим, находится под действием гравитационного поля Земли, поэтому мы не парим в воздухе. В гравитационное поле проникает электромагнитное, благодаря которому мы видим друг друга. Электромагнитное поле— это радиоволны, телепередачи, космические лучи, ультрафиолетовые и инфракрасные лучи и все виды невидимых излучений.

Все это друг другу не мешает. На радиопомехи возникают, только если у радиоволн одна и та же частота. Все радио- и телепрограммы в мире могут сосуществовать и пересекаться в одном и том же пространстве, не отменяя друг друга. Даже если мы возьмем только те поля, что признаются в настоящее время ортодоксальной наукой, — квантовые, электромагнитные и гравитационные, — все они будут взаимопроницаемыми.

В слове «поле» мне особенно нравится то, оно такое обычное, повседневное. Поле — это пространство, приглашающее к игре. На поле играют, в поле что-то выращивают. Поле производительно, это место активной жизни, там чувствуешь почву под ногами. Это материя, земля, это сама жизнь. Это восхваление и почитание нижних чакр. Поле — потрясающе богатая метафора, приближающая ангелов к земле, придающая им третье измерение. Мне хочется прославить слово «поле» в его ненаучном смысле. Оно говорит нам о простых и желанных вещах.

Кроме того, мы заново открываем значение слова «восприимчивый». В определенном смысле поле — это зеркало. Оно поглощает свет и превращает его в процессе фотосинтеза в пищу и жизнь. Сколько всего чудесного дает нам поле! Поля — это пастбища, сады, игровые площадки. Гайя— это игра полей. Она и нас приглашает поиграть.

Вчера я наблюдал здесь, в Лондоне, за футболистами, гонявшими мяч в Риджентс-Парк, и у меня возникло чувство, что Гайя — не просто Земля. Гайя — это двуногие существа, играющие на этой Земле резиновым мячом. Для игры нужно поле. А что такое личные отношения, что такое брак, как не попытка создать поле? Что такое дом, как не поле? Дети, появление новых созданий в этом мире, рождение тех, кому предстоит умереть, и все, что происходит между рождением и смертью. Жизнь проживается в полях — полях взаимосвязанности.

Руперт: Впервые использовав термин «поле» в науке, Фарадей взял обычное английское слово со всеми его значениями. Первое значение этого слова — сельскохозяйственное поле. Отсюда поле как сфера деятельности, в словосочетаниях «поле битвы», «поле интересов», «поле зрения». Поле — это место, где что-то делают. Чтобы возделать поле, первые земледельцы сначала выру


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: