Обычно включает:
Ø вспомогательные средства;
Ø освещенность и мебель.
Вспомогательные средства представляют собой средства для увеличения эффективности самого процесса извлечения знаний и средства для протоколирования результатов.
К средствам для увеличения эффективности процесса извлечения знаний, прежде всего, относится наглядный материал. Независимо от метода извлечения (см. разд. 2.4), выбранного в конкретной ситуации, его реализация возможна разными способами.
Например, широко известно, что людей, занимающихся интеллектуальной деятельностью, можно отнести к художественному либо мыслительному типу. Термины тут условны и не имеют отношения к той деятельности, которую традиционно называют художественной или мыслительной. Важно, что, определив тип эксперта, инженер по знаниям может плодотворнее использовать любой из методов извлечения, зная, что люди художественного типа легче воспринимают зрительную информацию в форме рисунков, графиков, диаграмм, т. к. эта информация воспринимается через первую сигнальную систему. Напротив, эксперты мыслительного типа лучше понимают язык формул и текстовую информацию. При этом учитывается факт, что большую часть информации человек получает от зрения. Совет пользоваться активнее наглядным материалом из [Хейес-Рот, Уотермена, Ленат, 1987] можно считать универсальным. Такие методы, как свободный диалог и игры, предоставляют богатые возможности использовать слайды, чертежи, рисунки.
|
|
Для протоколирования результатов в настоящее время используются следующие способы:
Ø запись на бумагу непосредственно по ходу беседы (недостатки — это часто мешает беседе, кроме того, трудно успеть записать все, даже при наличии навыков стенографии);
Ø магнитофонная запись (диктофон), помогающая аналитику проанализировать весь ход сеанса и свои ошибки (недостаток — может сковывать эксперта);
Ø запоминание с последующей записью после беседы (недостаток — годится только для аналитиков с блестящей памятью).
Наиболее распространенным способом на сегодня является первый. При этом наибольшая опасность тут — потеря знаний, поскольку любая запись ответов — это уже интерпретация, т. е. привнесение субъективного понимания предмета.
Естественным является требование отключать мобильный телефон во время сеанса (хотя бы со стороны аналитика).
Освещенность и мебель. Значения параметров освещенности и мебели также влияют на эффективность процедуры извлечения знаний. Посадите эксперта на неудобную табуретку, направьте ему свет в глаза и посмотрите, сколько минут он выдержит...