Экспертные игры

Игрой называют такой вид человеческой деятельности, который отражает (воссоздает) другие ее виды [Комаров, 1989]. При этом для игры характерны одновременно условность и серьезность.

Понятие экспертной игры или игры с экспертами в целях извлечения зна­ний восходит к трем источникам — это деловые игры, широко используе­мые при подготовке специалистов и моделировании [Борисова, Соловьева и др., 1988; Бурков, 1980; Комаров, 1989]; диагностические игры, описан­ные в [Алексеевская, Недоступ, 1988; Гельфанд, Розенфельд, Шифрин, 1988]; и компьютерные игры, все чаще применяемые в обучении [Пажит­нов, 1987].

В настоящее время в психолого-педагогических науках нет развитой теоре­тической концепции деловых игр и других игровых методов обучения. Тем не менее на практике эти игры широко используются. Под деловой игрой чаще всего понимают эксперимент, где участникам предлагается производ­ственная ситуация, а они на основе своего жизненного опыта, своих общих и специальных знаний и представлений принимают решения [Бурков, 1980]. Решения анализируются, и вскрываются закономерности мышления участ­ников эксперимента. Именно эта анализирующая часть деловой игры по­лезна для получения знаний. И если участниками такой игры становятся эксперты, то игра из деловой превращается в экспертную. Из трех основных типов деловых игр (учебных, планово-производственных и исследователь­ских) к экспертам ближе всего исследовательские, которые используются для анализа систем, проверки правил принятия решений.

Диагностическая игра — эта та же деловая игра, но применяемая конкретно для диагностики методов принятия решения в медицине (диагностика мето­дов диагностики). Эти игры возникли при исследовании способов передачи знаний от опытных врачей новичкам. В нашем понимании диагностическая игра — это игра, безусловно, экспертная без всяких оговорок, только с же­стко закрепленной предметной областью — медициной.

Плодотворность моделирования реальных ситуаций в играх подтверждается сегодня практически во всех областях науки и техники. Они развивают ло­гическое мышление, умение быстро принимать решения, вызывают интерес у экспертов.

В соответствии с классификацией, введенной в разд. 2.4, будем разделять экспертные игры на:

Ø индивидуальные;

Ø групповые.

Кроме того (рис. 2.20), продолжим и разовьем эту классификацию введени­ем других критериев:

Ø использование специального оборудования;

Ø применение вычислительной техники.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: