3.1.1. Философия техники и методология технических наук
Специфика философского осмысления техники и технических наук. Предмет, основные сферы и главная задача философии техники. Соотношение философии науки и философии техники.
Что такое техника? Проблема смысла и сущности техники: «техническое» и «нетехническое». Практически-преобразовательная (предметно-орудийная) деятельность, техническая и инженерная деятельность, научное и техническое знание. Познание и практика, исследование и проектирование.
Образы техники в культуре: традиционная и проектная культуры. Перспективы и границы современной техногенной цивилизации.
Технический оптимизм и технический пессимизм: апология и культуркритика техники.
Ступени рационального обобщения в технике: частные и общая технологии, технические науки и системотехника.
Основные.концепции взаимоотношения науки и техники. Принципы исторического и методологического рассмотрения; особенности методологии технических наук и методологии проектирования.
|
|
3.1.2. Техника как предмет исследования естествознания
Становление технически подготавливаемого эксперимента; природа и техника, «естественное» и «искусственное», научная техника и техника науки. Роль техники в становлении классического математизированного и экспериментального естествознания и в современном неклассическом естествознании.
3.1.3. Естественные и технические науки
Специфика технических наук, их отношение к естественным и общественным наукам и математике. Первые технические науки как прикладное естествознание. Основные типы технических наук.
Специфика соотношения теоретического и эмпирического в технических науках, особенности теоретико-методологического синтеза знаний в технических науках — техническая теория: специфика строения, особенности функционирования и этапы формирования; концептуальный и математический аппарат, особенности идеальных объектов технической теории; абстрактно-теоретические — частные и общие — схемы технической теории; функциональные, поточные и структурные теоретические схемы, роль инженерной практики и проектирования, конструктивно-технические и практике-методические знания.
Дисциплинарная организация технической науки: понятие научно-технической дисциплины и семейства научно-технических дисциплин. Междисциплинарные, проблемно-ориентированные и проектно-ориен-тированные исследования.
3.1.4. Особенности неклассических научно-технических дисциплин
Различия современных и классических научно-технических дисциплин; природа и сущность современных (неклассических) научно-технических дисциплин. Параллели между неклассическим естествознанием и современными (неклассическими) научно-техническими дисциплинами.
|
|
Особенности теоретических исследований в современных научно-технических дисциплинах: системно-интегративные тенденции и междисциплинарный теоретический синтез, усиление теоретического измерения техники и развитие нового пути математизации науки за счет применения информационных и компьютерных технологий, размывание границ между исследованием и проектированием, формирование нового образа науки и норм технического действия под влиянием экологических угроз, роль методологии социально-гуманитарных дисциплин и попытки приложения социально-гуманитарных знаний в сфере техники.
Развитие системных и кибернетических представлений в технике. Системные исследования и системное проектирование: особенности системотехнического и социотехнического проектирования, возможность и опасность социального проектирования.
3.1.5. Социальная оценка техники как прикладная философия техники
Научно-техническая политика и проблема управления научно-техническим прогрессом общества. Социокультурные проблемы передачи технологии и внедрения инноваций.
Проблема комплексной оценки социальных, экономических, экологических и других последствий техники; социальная оценка техники как область исследования системного анализа и как проблемно-ориентированное исследование; междисциплинарность, рефлексивность и проектная направленность исследований последствий техники.
Этика ученого и социальная ответственность проектировщика: виды ответственности, моральные и юридические аспекты их реализации в обществе. Научная, техническая и хозяйственная этика и проблемы охраны окружающей среды. Проблемы гуманизации и экологизации современной техники.
Социально-экологическая экспертиза научно-технических и хозяйственных проектов, оценка воздействия на окружающую среду и экологический менеджмент на предприятии как конкретные механизмы реализации научно-технической и экологической политики; их соотношение с социальной оценкой техники.
Критерии и новое понимание научно-технического прогресса в концепции устойчивого развития: ограниченность прогнозирования научно-технического развития и сценарный подход, научная и техническая рациональность и иррациональные последствия научно-технического прогресса; возможности управления риском и необходимость принятия решений в условиях неполного знания; эксперты и общественность — право граждан на участие в принятии решений и проблема акцептации населением научно-технической политики государства.
Рекомендуемая основная литература
1. Горохов ВТ. Концепции современного естествознания и техники. М., 2000.
2. Горохов В.Г. Основы философии техники и технических наук. М., 2004.
3. Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие. М., 2000.
4. Иванов Б.И., Чешев В.В. Становление и развитие технических наук. Л.. 1977.
5. Ленк X. Размышления о современной технике. М., 1996.
6. Митчам К. Что такое философия техники? М., 1995.
7. Разин В.М. Специфика и формирование естественных, технических и гуманитарных наук. Красноярск, 1989.
8. Философия техники в ФРГ. М„ 1989.
9. Чешев ВЛ. Технические науки как объект методологического анализа. Томск, 1981.
Дополнительная литература
1 Горохов В.Г. Русский инженер и философ техники Петр Климентьевич Энгель-мейер (1855-1941). М., 1997
2 Горохов В.Г., Розип В М Введение в философию техники. М., 1998.
3. Козлов Б.И. Возникновение и развитие технических наук. Опыт историко-тео-ретического исследования. Л., 1988.
4. Оленин B.C., Горохов В.Г, Розов МЛ. Философия науки и техники. М., 1996. 5 Степин B.C., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994.