Философские проблемы техники

3.1.1. Философия техники и методология технических наук

Специфика философского осмысления техники и технических наук. Предмет, основные сферы и главная задача философии техники. Соот­ношение философии науки и философии техники.

Что такое техника? Проблема смысла и сущности техники: «техниче­ское» и «нетехническое». Практически-преобразовательная (предмет­но-орудийная) деятельность, техническая и инженерная деятельность, научное и техническое знание. Познание и практика, исследование и проектирование.

Образы техники в культуре: традиционная и проектная культуры. Перспективы и границы современной техногенной цивилизации.

Технический оптимизм и технический пессимизм: апология и культуркритика техники.

Ступени рационального обобщения в технике: частные и общая тех­нологии, технические науки и системотехника.

Основные.концепции взаимоотношения науки и техники. Принци­пы исторического и методологического рассмотрения; особенности ме­тодологии технических наук и методологии проектирования.

3.1.2. Техника как предмет исследования естествознания

Становление технически подготавливаемого эксперимента; природа и техника, «естественное» и «искусственное», научная техника и техни­ка науки. Роль техники в становлении классического математизирован­ного и экспериментального естествознания и в современном некласси­ческом естествознании.

3.1.3. Естественные и технические науки

Специфика технических наук, их отношение к естественным и обще­ственным наукам и математике. Первые технические науки как при­кладное естествознание. Основные типы технических наук.

Специфика соотношения теоретического и эмпирического в техни­ческих науках, особенности теоретико-методологического синтеза зна­ний в технических науках — техническая теория: специфика строения, особенности функционирования и этапы формирования; концептуаль­ный и математический аппарат, особенности идеальных объектов техни­ческой теории; абстрактно-теоретические — частные и общие — схемы технической теории; функциональные, поточные и структурные теоре­тические схемы, роль инженерной практики и проектирования, конст­руктивно-технические и практике-методические знания.

Дисциплинарная организация технической науки: понятие научно-технической дисциплины и семейства научно-технических дисциплин. Междисциплинарные, проблемно-ориентированные и проектно-ориен-тированные исследования.

3.1.4. Особенности неклассических научно-технических дисциплин

Различия современных и классических научно-технических дисцип­лин; природа и сущность современных (неклассических) научно-техниче­ских дисциплин. Параллели между неклассическим естествознанием и современными (неклассическими) научно-техническими дисциплинами.

Особенности теоретических исследований в современных научно-тех­нических дисциплинах: системно-интегративные тенденции и междис­циплинарный теоретический синтез, усиление теоретического измерения техники и развитие нового пути математизации науки за счет применения информационных и компьютерных технологий, размывание границ меж­ду исследованием и проектированием, формирование нового образа на­уки и норм технического действия под влиянием экологических угроз, роль методологии социально-гуманитарных дисциплин и попытки при­ложения социально-гуманитарных знаний в сфере техники.

Развитие системных и кибернетических представлений в технике. Системные исследования и системное проектирование: особенности си­стемотехнического и социотехнического проектирования, возможность и опасность социального проектирования.

3.1.5. Социальная оценка техники как прикладная философия техники

Научно-техническая политика и проблема управления научно-тех­ническим прогрессом общества. Социокультурные проблемы передачи технологии и внедрения инноваций.

Проблема комплексной оценки социальных, экономических, эколо­гических и других последствий техники; социальная оценка техники как область исследования системного анализа и как проблемно-ориентиро­ванное исследование; междисциплинарность, рефлексивность и проект­ная направленность исследований последствий техники.

Этика ученого и социальная ответственность проектировщика: виды ответственности, моральные и юридические аспекты их реализации в об­ществе. Научная, техническая и хозяйственная этика и проблемы охраны окружающей среды. Проблемы гуманизации и экологизации современ­ной техники.

Социально-экологическая экспертиза научно-технических и хозяйст­венных проектов, оценка воздействия на окружающую среду и экологичес­кий менеджмент на предприятии как конкретные механизмы реализации научно-технической и экологической политики; их соотношение с социаль­ной оценкой техники.

Критерии и новое понимание научно-технического прогресса в кон­цепции устойчивого развития: ограниченность прогнозирования науч­но-технического развития и сценарный подход, научная и техническая рациональность и иррациональные последствия научно-технического прогресса; возможности управления риском и необходимость принятия решений в условиях неполного знания; эксперты и общественность — право граждан на участие в принятии решений и проблема акцептации населением научно-технической политики государства.

Рекомендуемая основная литература

1. Горохов ВТ. Концепции современного естествознания и техники. М., 2000.

2. Горохов В.Г. Основы философии техники и технических наук. М., 2004.

3. Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое разви­тие. М., 2000.

4. Иванов Б.И., Чешев В.В. Становление и развитие технических наук. Л.. 1977.

5. Ленк X. Размышления о современной технике. М., 1996.

6. Митчам К. Что такое философия техники? М., 1995.

7. Разин В.М. Специфика и формирование естественных, технических и гумани­тарных наук. Красноярск, 1989.

8. Философия техники в ФРГ. М„ 1989.

9. Чешев ВЛ. Технические науки как объект методологического анализа. Томск, 1981.

Дополнительная литература

1 Горохов В.Г. Русский инженер и философ техники Петр Климентьевич Энгель-мейер (1855-1941). М., 1997

2 Горохов В.Г., Розип В М Введение в философию техники. М., 1998.

3. Козлов Б.И. Возникновение и развитие технических наук. Опыт историко-тео-ретического исследования. Л., 1988.

4. Оленин B.C., Горохов В.Г, Розов МЛ. Философия науки и техники. М., 1996. 5 Степин B.C., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной ци­вилизации. М., 1994.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: