Подтема 3.1. Бытие как форма существования мира.
1. Что понимается под термином "бытие"?
а) первичность материи, вторичность сознания;
б) реальное существование мира;
в) первичность сознания, вторичность материи;
г) объективность существования мира;
д) предполагаемое существование мира.
2. Кому из философов принадлежат слова: «Быть – это значит существовать в наличии»?
а) Фалесу; б) Гераклиту; в) Пармениду;
г) Сократу; д) Платону; е) Аристотелю.
4. В каком аспекте знание наиболее ценно для человека?
а) как "чистое знание";
б) как алгоритм действия;
в) как элемент эрудиции;
г) как конечная цель познания.
5. Укажите правильное, материалистическое понимание истины:
а) субъективное представление или идея, в которую верит человек;
б) такое суждение, которое самоочевидно;
в) такое суждение или взгляд, которые разделяются всеми или подавляющим большинством людей;
г) такой идеальный образ, который соответствует объективной действительности (реальности);
д) все то, что существует на самом деле, т.е. сама объективная реальность.
Подтема 6.4. Методология научного познания.
1. Какая черта научного познания является наиболее важной?
а) научное познание - творческий процесс;
б) научное познание - специфическая деятельность ученых;
в) научное познание - открытие новых знаний;
г) научное познание - основная часть познания вообще.
2. Кто из известных философов и в какой работе заявил: «Метод в науке – это тоже самое, что факел, освещающий путнику дорогу в темноте»?
а) Р.Декарт. Начала философии.
б) Ф.Бэкон. Новый органон.
в) И.Кант. Критика чистого разума;
г) Г.Гегель.Наука логики;
д) К.Маркс. Капитал.
3. Какой критерий положен в основу классификации общенаучных методов познания?
а) удобство рассмотрения для исследователей;
б) принадлежность к уровням (эмпирическому или теоретическому) познания;
в) важность для научного исследования;
г) историческая последовательность возникновения и становления методов.
4. Какой этап научного исследования является наиболее сложным и ответственным?
а) сбор фактов;
б) разработка гипотез;
б) И.Кант. Критика чистого разума.
в) Г.Гегель. Феноменология духа.
г) Ф.Энгельс. Письма.
д) Э.Фромм. Бегство от свободы.
3. Что является средством выражения философского сознания в отличие от других форм духа?
а) легенда; б) вера; в) художественный образ;
г) интерес; д) знание; е) принцип; ж) норма.
4. Какой элемент общественного духа относится не к его сферам или формам, а к состояниям?
а) общественная психология;
б) общественное мнение;
в) общественная идеология;
г) наука; д) философия; е) политика;
ж) право; з) мораль.
5. Какой именно форме духа свойственны субъективность, чувственность, образность?
а) мифология; б) искусство; в) идеология; г) наука;
д) религия; е) философия.
Подтема 6.3. Теория познания (гносеология).
1. Что такое "познание"?
а) высшая форма отражения действительности в образах;
б) получение знаний человеком;
в) способность различных существ понимать суть мира;
г) специфическая способность человека, которая отличает его от животных.
2. Кто из известных философов и в какой работе утверждает следующее: "От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике - таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности"?
а) И.Кант. Критика чистого разума.
б) Г.Гегель. Феноменология духа.
в) К.Маркс. Тезисы о Фейербахе.
г) Ф.Энгельс. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии.
д) В.И.Ленин. Философские тетради.
3. Какая философская теория считает приоритетом чувственное познание?
а) эмпиризм; б) интуитивизм; в) рационализм;
г) сенсуализм; д) логицизм.
3. Как называется философская наука, рассматривающая проблемы бытия, проблемы соотношения материального и идеального в мире?
а) онтология; | г) гносеология; |
б) диалектика; | д) антропология; |
в) метафизика; | е) натурфилософия. |
4. Как относится идеализм к проблеме материи и сознания?
а) отрицает бытийность материи и признает бытийность сознания;
б) признает бытийность и сознания и материи;
в) признает бытийность и сознания, и материи, считая материю производной от сознания.
5. Какая форма бытия выражается в знаковых системах?
а) бытие природного; б) бытие социального;
в) бытие духовного; г) бытие человека.
Подтема 3.2. Материальное в мире.
1. Какие признаки, свойства материи признаются материалистами наиболее важными?
а) существование материи в пространстве (протяженность) и времени (длительность);
б) неотъемлемлемое свойство движения и развития;
в) всеобщее свойство отражения;
г) свойство существовать вне и независимо от сознания и отображаться в нем;
д) неуничтожимость и несотворимость материи;
е) субстанциональность, всеобщность, абсолютность.
2. Кто и в какой работе из классиков философии дает научное определение материи: "Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается в наших ощущениях, существуя независимо от них"?
а) Г.Гегель. Феноменология духа;
б) Ф.Энгельс. Диалектика природы;
в) В.И.Ленин. Материализм и эмпириокритицизм.
3. Что такое пространство?
а) геометрическое пространство;
б) место, свободное от материи;
в) упорядоченная совокупность ощущений человека;
г) совокупность материальных предметов и явлений;
д) протяженность и взаимное расположение материальных предметов и явлений
4. Что такое время?
а) чистая длительность;
б) внутреннее ожидание события;
в) человеческое переживание длительности происходящих событий;
г) мысленное представление прошлого и будущего;
д) длительность материальных событий и порядок их следования друг за другом.
5. Что такое движение?
а) течение человеческих мыслей и представлений;
б) изменение положения тел в пространстве с течением времени;
в) всякое изменение и развитие материи;
г) мысленное представление об изменении мира;
д) качественное развитие предметов и явлений.
Подтема 3.3. Идеальное в мире.
1. Что такое идеальное?
а) продукт любой материи;
б) это психика человека;
в) способность материи отражать действительность в форме образов;
г) особый продукт мозга.
2. Кто из философов пишет: «идеальное есть ничто иное как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней»?
а) Г.Гегель. Феноменология духа;
б) К.Маркс. Тезисы о Фейербахе;
в) Ф.Энгельс. Анти-Дюринг;
г) В.И.Ленин. Материализм и эмпириокритицизм.
3. Какие черты идеального признаются философами наиболее важными для понимания его сути?
а) невещественность, субъективность;
б) рефлекторность, вторичность;
в) активность, относительная самостоятельность;
г) повышенная емкость, безграничность.
4. К какому уровню идеального относится сознание?
а) бессознательный; б) чувственный;
в) рациональный; г) сверхсознательный.
5. Что имеется в виду под активностью идеального?
а) решающее влияние на материю;
б) возрастающая роль по отношению к материи;
в) избирательность и целенаправленность;
г) независимость от материи.
2. Кто и в какой работе сформировал следующую мысль: “дух, общественное сознание, знание есть высший цвет материи, человека”?
а) Р.Декарт; б) И.Кант; в) К.Маркс;
г) Ф.Энгельс; д) В.Ленин.
3. Найдите правильное суждение:
а) общественное и индивидуальное сознание существуют автономно друг от друга;
б) общественное сознание автоматически определяет сущность индивидуального сознания;
в) общественное и индивидуальное сознание взаимоопределяют друг друга;
г) индивидуальное сознание автоматически определяет сущность общественного.
4. Какую роль в жизни человека играет общественное сознание, дух общества?
а) это факторы регулирования отношений между людьми;
б) это способы духовного освоения общественной действительности и самого себя;
в) это способы самоуспокоения, компенсирования человека;
г) это факторы угнетения, подавления человека;
д) это способы саморелаксации, саморефлексии человека.
5. Что такое менталитет народа?
а) образованность, интеллигентность народа;
б) религиозность народа;
в) умонастроение народа;
г) идеологичность народа;
д) проявление духовности народа.
Подтема 6.2. Формы общественного духа.
1. Какой принцип положен в основу классификации основных сфер духа: мифология, наука, искусство, религия, идеология, философия?
а) исторический, генетический;
б) формационный, цивилизационный;
в) неповторимость отражения мира;
г) специфичность отражения мира.
2. Кто и в какой работе написал следующее "Политическое, правовое, философское, религиозное, литературное, художественное и т.д. развитие основано на экономическом развитии. Но все они также оказывают влияние друг на друга, а также и на экономическую основу"?
а) Платон. Государство.
в) совокупность материальных и духовных ценностей и достижений
г) вторичная, искусственная, очеловеченная природа;
д) система образцов и норм поведения людей.
2. Кто из философов и в какой работе заявил следующее: «Культура – и продукт, и детерминанта систем человеческого социального взаимодействия»?
а) К.Маркс. Экономико-философские рукописи.
б) О.Шпенглер. Закат Европы.
в) В.Ленин. О государстве.
г) Т.Парсонс. К созданию общей теории действия.
д) Э.Фромм. Иметь или быть.
3. Каково соотношение понятий "культура" и "цивилизация"?
а) понятия "культура " и "цивилизация" - синонимы;
б) понятия "культура" и "цивилизация" отражают различные стороны достижений человечества;
в) понятие "культура" шире, чем понятие "цивилизация";
г) понятие "цивилизация" шире, чем понятие "культура".
4. Какая функция культуры признается в настоящее время ведущей?
а) она совершенствует, развивает человека;
б) она подавляет, порабощает человека;
в) она воспитывает, образовывает человека;
г) она интегрирует, объединяет человека с другими людьми.
5. Какой процесс развития культуры является в настоящее время наиболее выраженным?
а) элитаризация; б) массовизация;
в) коммерциализация; г) интернационализация;
д) национализация.