Тема 3. Философия бытия (онтология)

Подтема 3.1. Бытие как форма существования мира.

1. Что понимается под термином "бытие"?

а) первичность материи, вторичность сознания;

б) реальное существование мира;

в) первичность сознания, вторичность материи;

г) объективность существования мира;

д) предполагаемое существование мира.

2. Кому из философов принадлежат слова: «Быть – это значит существовать в наличии»?

а) Фалесу; б) Гераклиту; в) Пармениду;

г) Сократу; д) Платону; е) Аристотелю.

4. В каком аспекте знание наиболее ценно для человека?

а) как "чистое знание";

б) как алгоритм действия;

в) как элемент эрудиции;

г) как конечная цель познания.

5. Укажите правильное, материалистическое понимание истины:

а) субъективное представление или идея, в которую верит человек;

б) такое суждение, которое самоочевидно;

в) такое суждение или взгляд, которые разделяются всеми или подавляющим большинством людей;

г) такой идеальный образ, который соответствует объективной действительности (реальности);

д) все то, что существует на самом деле, т.е. сама объективная реальность.

Подтема 6.4. Методология научного познания.

1. Какая черта научного познания является наиболее важной?

а) научное познание - творческий процесс;

б) научное познание - специфическая деятельность ученых;

в) научное познание - открытие новых знаний;

г) научное познание - основная часть познания вообще.

2. Кто из известных философов и в какой работе заявил: «Метод в науке – это тоже самое, что факел, освещающий путнику дорогу в темноте»?

а) Р.Декарт. Начала философии.

б) Ф.Бэкон. Новый органон.

в) И.Кант. Критика чистого разума;

г) Г.Гегель.Наука логики;

д) К.Маркс. Капитал.

3. Какой критерий положен в основу классификации общенаучных методов познания?

а) удобство рассмотрения для исследователей;

б) принадлежность к уровням (эмпирическому или теоретическому) познания;

в) важность для научного исследования;

г) историческая последовательность возникновения и становления методов.

4. Какой этап научного исследования является наиболее сложным и ответственным?

а) сбор фактов;

б) разработка гипотез;

б) И.Кант. Критика чистого разума.

в) Г.Гегель. Феноменология духа.

г) Ф.Энгельс. Письма.

д) Э.Фромм. Бегство от свободы.

3. Что является средством выражения философского сознания в отличие от других форм духа?

а) легенда; б) вера; в) художественный образ;

г) интерес; д) знание; е) принцип; ж) норма.

4. Какой элемент общественного духа относится не к его сферам или формам, а к состояниям?

а) общественная психология;

б) общественное мнение;

в) общественная идеология;

г) наука; д) философия; е) политика;

ж) право; з) мораль.

5. Какой именно форме духа свойственны субъективность, чувственность, образность?

а) мифология; б) искусство; в) идеология; г) наука;

д) религия; е) философия.

Подтема 6.3. Теория познания (гносеология).

1. Что такое "познание"?

а) высшая форма отражения действительности в образах;

б) получение знаний человеком;

в) способность различных существ понимать суть мира;

г) специфическая способность человека, которая отличает его от животных.

2. Кто из известных философов и в какой работе утверждает следующее: "От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике - таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности"?

а) И.Кант. Критика чистого разума.

б) Г.Гегель. Феноменология духа.

в) К.Маркс. Тезисы о Фейербахе.

г) Ф.Энгельс. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии.

д) В.И.Ленин. Философские тетради.

3. Какая философская теория считает приоритетом чувственное познание?

а) эмпиризм; б) интуитивизм; в) рационализм;

г) сенсуализм; д) логицизм.

3. Как называется философская наука, рассматривающая проблемы бытия, проблемы соотношения материального и идеального в мире?

а) онтология; г) гносеология;
б) диалектика; д) антропология;
в) метафизика; е) натурфилософия.

4. Как относится идеализм к проблеме материи и сознания?

а) отрицает бытийность материи и признает бытийность сознания;

б) признает бытийность и сознания и материи;

в) признает бытийность и сознания, и материи, считая материю производной от сознания.

5. Какая форма бытия выражается в знаковых системах?

а) бытие природного; б) бытие социального;

в) бытие духовного; г) бытие человека.

Подтема 3.2. Материальное в мире.

1. Какие признаки, свойства материи признаются материалистами наиболее важными?

а) существование материи в пространстве (протяженность) и времени (длительность);

б) неотъемлемлемое свойство движения и развития;

в) всеобщее свойство отражения;

г) свойство существовать вне и независимо от сознания и отображаться в нем;

д) неуничтожимость и несотворимость материи;

е) субстанциональность, всеобщность, абсолютность.

2. Кто и в какой работе из классиков философии дает научное определение материи: "Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается в наших ощущениях, существуя независимо от них"?

а) Г.Гегель. Феноменология духа;

б) Ф.Энгельс. Диалектика природы;

в) В.И.Ленин. Материализм и эмпириокритицизм.

3. Что такое пространство?

а) геометрическое пространство;

б) место, свободное от материи;

в) упорядоченная совокупность ощущений человека;

г) совокупность материальных предметов и явлений;

д) протяженность и взаимное расположение материальных предметов и явлений

4. Что такое время?

а) чистая длительность;

б) внутреннее ожидание события;

в) человеческое переживание длительности происходящих событий;

г) мысленное представление прошлого и будущего;

д) длительность материальных событий и порядок их следования друг за другом.

5. Что такое движение?

а) течение человеческих мыслей и представлений;

б) изменение положения тел в пространстве с течением времени;

в) всякое изменение и развитие материи;

г) мысленное представление об изменении мира;

д) качественное развитие предметов и явлений.

Подтема 3.3. Идеальное в мире.

1. Что такое идеальное?

а) продукт любой материи;

б) это психика человека;

в) способность материи отражать действительность в форме образов;

г) особый продукт мозга.

2. Кто из философов пишет: «идеальное есть ничто иное как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней»?

а) Г.Гегель. Феноменология духа;

б) К.Маркс. Тезисы о Фейербахе;

в) Ф.Энгельс. Анти-Дюринг;

г) В.И.Ленин. Материализм и эмпириокритицизм.

3. Какие черты идеального признаются философами наиболее важными для понимания его сути?

а) невещественность, субъективность;

б) рефлекторность, вторичность;

в) активность, относительная самостоятельность;

г) повышенная емкость, безграничность.

4. К какому уровню идеального относится сознание?

а) бессознательный; б) чувственный;

в) рациональный; г) сверхсознательный.

5. Что имеется в виду под активностью идеального?

а) решающее влияние на материю;

б) возрастающая роль по отношению к материи;

в) избирательность и целенаправленность;

г) независимость от материи.

2. Кто и в какой работе сформировал следующую мысль: “дух, общественное сознание, знание есть высший цвет материи, человека”?

а) Р.Декарт; б) И.Кант; в) К.Маркс;

г) Ф.Энгельс; д) В.Ленин.

3. Найдите правильное суждение:

а) общественное и индивидуальное сознание существуют автономно друг от друга;

б) общественное сознание автоматически определяет сущность индивидуального сознания;

в) общественное и индивидуальное сознание взаимоопределяют друг друга;

г) индивидуальное сознание автоматически определяет сущность общественного.

4. Какую роль в жизни человека играет общественное сознание, дух общества?

а) это факторы регулирования отношений между людьми;

б) это способы духовного освоения общественной действительности и самого себя;

в) это способы самоуспокоения, компенсирования человека;

г) это факторы угнетения, подавления человека;

д) это способы саморелаксации, саморефлексии человека.

5. Что такое менталитет народа?

а) образованность, интеллигентность народа;

б) религиозность народа;

в) умонастроение народа;

г) идеологичность народа;

д) проявление духовности народа.

Подтема 6.2. Формы общественного духа.

1. Какой принцип положен в основу классификации основных сфер духа: мифология, наука, искусство, религия, идеология, философия?

а) исторический, генетический;

б) формационный, цивилизационный;

в) неповторимость отражения мира;

г) специфичность отражения мира.

2. Кто и в какой работе написал следующее "Политическое, правовое, философское, религиозное, литературное, художественное и т.д. развитие основано на экономическом развитии. Но все они также оказывают влияние друг на друга, а также и на экономическую основу"?

а) Платон. Государство.

в) совокупность материальных и духовных ценностей и достижений

г) вторичная, искусственная, очеловеченная природа;

д) система образцов и норм поведения людей.

2. Кто из философов и в какой работе заявил следующее: «Культура – и продукт, и детерминанта систем человеческого социального взаимодействия»?

а) К.Маркс. Экономико-философские рукописи.

б) О.Шпенглер. Закат Европы.

в) В.Ленин. О государстве.

г) Т.Парсонс. К созданию общей теории действия.

д) Э.Фромм. Иметь или быть.

3. Каково соотношение понятий "культура" и "цивилизация"?

а) понятия "культура " и "цивилизация" - синонимы;

б) понятия "культура" и "цивилизация" отражают различные стороны достижений человечества;

в) понятие "культура" шире, чем понятие "цивилизация";

г) понятие "цивилизация" шире, чем понятие "культура".

4. Какая функция культуры признается в настоящее время ведущей?

а) она совершенствует, развивает человека;

б) она подавляет, порабощает человека;

в) она воспитывает, образовывает человека;

г) она интегрирует, объединяет человека с другими людьми.

5. Какой процесс развития культуры является в настоящее время наиболее выраженным?

а) элитаризация; б) массовизация;

в) коммерциализация; г) интернационализация;

д) национализация.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: