Субъект управления как команда

Когда люди объединяются в группу для решения общей проблемы, то эффективность их деятельности начинает определяться не только способностями и профессионализмом каждого в отдельности, но и в значительной мере их умением наладить совместную работу. Фактически речь идет о превращении группы людей в команду, работающую в едином ритме, в едином ключе, обеспечивая так называемый синергетический эффект, когда сложение усилий нескольких человек дает резкий рост производительности труда. Как можно достичь эффекта, рассмотрим на примере формирования и функционирования избирательного штаба. Этот пример выбран не случайно. Избирательный штаб создается на сравнительно небольшой срок и для решения одной политической задачи, поэтому в его коротком существовании быстро проявляются основные принципы организации субъекта управления политической кампанией.

Решающую роль в создании избирательного штаба играют политические менеджеры. Именно от их умения подбирать людей, направлять, координировать, контролировать их деятельность во многом зависит эффективность работы всей команды. Напомним, что в современных условиях политики, государственные деятели крайне редко выступают в роли менеджеров политических кампаний, потому что исполнение таких функций не только требует специальных знаний, навыков и умений, но и отнимает много времени и сил. О фигуре политического менеджера мы будем говорить в заключительной главе, а пока поговорим о тех усилиях, которые он должен предпринять чтобы сделать субъект управления эффективно работающей командой.

В основе создания эффективной команды лежат три принципа: оптимальная структура, персональный отбор участников, единый командный дух. Рассмотрим на примере создания избирательного штаба пути реализации этих принципов.

Структура команды – это устойчивые формализованные отношения, объединяющие всех ее членов. Эти формализованные отношения проявляются в четком определении функциональных обязанностей и поля ответственности каждого, в установлении правил взаимного контроля, подчинения, внутренней иерархии команды. От того, насколько продумана структура субъекта управления, насколько она адаптирована к решению конкретных политических задач, зависит эффективность работы всей команды. Вот почему проблема разработки оптимальной структуры занимает важное место в деятельности политических менеджеров. Если при создании избирательного штаба эта проблема решается на начальном этапе формирования команды, то в постоянно действующих PR-службах нередко приходится пересматривать структуру при изменении решаемых этими службами задач.

Структура определяется, исходя из представлений о том, какие задачи предстоит решать в ходе политической кампании, какие виды деятельности могут обеспечить их реализацию, какие для этого имеются ресурсы. Предположим, что при создании избирательного штаба после анализа указанных выше факторов было решено выделить в его структуре следующие группы:

· аналитическая группа, отвечающая за сбор и анализ информации;

· рекламная группа, отвечающая за подготовку и распространение рекламной продукции;

· пресс-служба;

· группа, отвечающая за организацию встреч кандидата с избирателями;

· группа агитаторов;

· группа, работающая непосредственно с кандидатом, - психологи, спичрайтеры;

· юридическая служба;

· группа финансового обеспечения, бухгалтерия;

· служба, отвечающая за безопасность.

В результате выделения групп, различающихся по своим задачам-функциям, мы объединяем специалистов одного профиля, предоставляя им возможность профессионально, со знанием дела решать возложенные на них задачи.

Однако в результате разделения труда, его диверсификации может резко возрасти угроза потери управляемости командой в целом. Особенно остро эта проблема стоит в масштабных избирательных кампаниях, когда численность команды увеличивается, а ее члены рассредоточиваются по разным городам и населенным пунктам.

Для обеспечения большей согласованности в работе необходимо установление линейной соподчиненности, т.е. промежуточных звеньев управления. Обычно эта задача решается путем объединения групп в блоки и назначением ответственных не только за работу каждой группы, но и за работу по отдельным направлениям. После проведения такой процедуры в нашем гипотетическом примере структура избирательного штаба может принять вид, отраженный на рис.3.

Итак, структурирование субъекта управления политической кампанией является первым важным шагом на пути его превращения в команду, т.е. в эффективно функционирующую организацию. Структурирование предполагает распределение функций между всеми членами команды, четкое определение круга полномочий и ответственности, а также характера подчиненности. Неясности в правах и обязанностях могут стать причиной серьезных конфликтов, привести к путанице и в конечном счете к срыву всей политической кампании.

Наличие четкой структуры облегчает систему контроля за выполнением решений. Каждая группа, каждое направление имеют своего руководителя, который персонально отвечает за выполнение соответствующих работ.

Второй принцип эффективного функционирования команды, осуществляющей управление политической кампанией, - персональный отбор ее участников. Идеальный вариант для политического менеджера – когда в его команду входят профессионалы в своей области. Однако в реальной жизни приходится иметь дело с разными людьми, поэтому важно знать критерии, которыми необходимо руководствоваться при отборе членов команды:

­ профессиональные знания и опыт соответствующей деятельности;

­ креативные способности, т.е. способности генерировать новые идеи, придумывать неординарные ходы;

­ развитое чувство ответственности, дисциплины, умение работать в команде

Рис.3. Структура избирательного штаба

Трудно найти человека, который соответствовал бы всем этим критериям. Вот почему при подборе членов команды отдается предпочтение тем людям, которые соответствуют хотя бы части перечисленных критериев. При этом важно, чтобы в команде присутствовали и опытные профессионалы, и генераторы идей.

Политическому менеджеру важно также понимать основные мотивы, побуждающие приглашаемых им людей принимать участие в политической кампании. Такими мотивами могут быть желание заработать, личная заинтересованность в реализации целей политической кампании, интерес к выполняемой работе, желание пообщаться с людьми, необходимость выполнить партийное поручение и др. Как видно из перечисления, мотивы могут быть разнообразными, но их понимание позволяет предположить, как будет тот или иной член команды относиться к порученному делу, что можно будет от него ожидать, как нужно выстраивать систему поощрений в команде.

Третий принцип создания эффективной команды – превращение ее в коллектив единомышленников, где каждый ощущает свою сопричастность общему делу, заинтересован в успехе политической кампании, готов вносить свой посильный вклад в достижение поставленной цели.

Решение этой проблемы – весьма непростое дело. Люди могут включаться в работу команды, руководствуясь разными мотивами, что неизбежно будет сказываться на их отношениях к работе, на восприятие ими других членной команды. Трудности могут возникнуть и по причине столкновения различных творческих подходов к решению задач политической кампании. В команде всегда собираются творческие личности, способные предложить различные варианты решения одной и той же задачи, и возможные споры о выборе варианта могут вылиться в конфликтные межличностные противостояния, способные негативно сказаться на ходе политической кампании.

В коллективах, которые создаются для реализации одной политической задачи, эта проблема решается путем пробуждения заинтересованности людей в достижении поставленной политической цели, например в победе кандидата. В постоянно действующих коллективах предпринимаются усилия по созданию особой корпоративной культуры, которая представляет собой систему норм, ценностных предпочтений, объединяющих всех членов коллектива и превращающих их в единомышленников.

Подведем итог. Субъект управления – это группа людей, организующих политическую кампанию, т.е. процесс достижения определенной политической цели. Успех политической кампании во многом определяется тем, насколько слажено и профессионально будет работать эта группа. Чтобы достичь этого, необходимо учитывать три принципа ее эффективного построения: оптимизацию структуры, правильный подбор членов группы и создание атмосферы заинтересованности каждого и всех вместе в достижении поставленной цели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: