Назовите основные положения учения Конфуция о человеке и обществе.
Конфуцианство - философское учение, появившееся в Древнем Китае. Создателем конфуцианства был Кун - Цю (Конфуций).
Крупнейший ученый своего времени, он одним из первых заинтересовался
человеческой сущностью, смыслом человеческой жизни, истоками человеческих стремлений и желаний. Пытаясь объяснить их, он, руководствуясь собственным опытом, предложил ряд интереснейших идей. Вся жизнь Конфуция прошла в поисках того главного, ради чего и живет человек.
Учение Конфуция можно разделить на три тесно взаимосвязанные условные части, объединяемые идеей центральности человека во всем конфуцианстве. Первое и главное во всех трех учениях - само Учение о человеке.
Конфуций создавал свое учение на основе личного опыта. На основе личного
общения с людьми вывел закономерность о том, что нравы в обществе со
временем падают.
Разбил людей на три группы:
1) Распущенные
2) Сдержанные
3) Глупцы
Приводя примеры, характеризующие поведение людей, принадлежащих к
|
|
определенной группе, доказал это утверждение и попытался найти причины
данного явления, и, как следствие, силы, движущие людьми в процессе
жизнедеятельности. Анализируя и делая выводы Конфуций пришел к мысли,
выраженной в одном изречении: " Богатство и знатность - вот к чему стремятся
все люди. Если не установить для них Дао в достижении этого, они этого не
достигнут. Бедность и презренность - вот что ненавидят все люди. Если не
установить для них Дао в избавлении от этого, они от этого не избавятся ".
Эти два основные стремления Конфуций считал заложенными в человеке от
рождения, то есть биологически предопределенными. Поэтому эти факторы по
мнению Конфуция определяют как поведение отдельных индивидуумов, так и
поведение больших коллективов, то есть и этноса в целом. К природным
факторам Конфуций относился отрицательно, и высказывания его на этот счет
очень пессимистичны: " Я никогда не встречал человека, который, заметив
свою ошибку, решился бы сам осудить себя." На основе далеко не идеальности природных факторов Конфуций даже вступил в противоречие с древнекитайскими учениями, принимавшими идеальность природных творений за аксиому.
Целью своего учения Конфуций ставил постижение смысла человеческой жизни, главным для него было уяснить скрытую природу человека, то, что движет им и его стремлениями.
По обладанию определенными качествами и отчасти положению в обществе Конфуций разделил людей на три категории:
1) Цзюнь-цзы (благородный муж) - занимает одно из центральных мест во всем учении. Ему отведена роль идеального человека, примера для подражания двум остальным категориям.
|
|
2) Жэнь - обычные люди, толпа. Среднее между Цзюнь-цзы и Сло Жэнь.
3) Сло Жэнь (ничтожный человек) - в учении используется в основном в
сочетании с Цзюнь-цзы, только в отрицательном значении.
Какими же качествами должен обладать Цзюнь-цзы? Конфуций выделяет два фактора:
“жэнь” и “вэнь”.
Иероглиф, обозначающий первый фактор, можно перевести как
“благорасположенность”. По мнению Конфуция, благородный человек должен
относится к людям очень гуманно,ведь гуманность по отношению друг к другу
является одним из основных положений учения Конфуция. Составленная им
космогоническая схема рассматривает жизнь как подвиг самопожертвования, в
результате которого и возникает этически полноценное общество. Еще один
вариант перевода - “человечность”. Благородный человек всегда правдив, не
подстраивается под других. “Человечность редко сочетается с искусными речами и умильным выражением лица”.
Определить наличие в человеке этого фактора очень сложно, практически
невозможно со стороны. Как считал Конфуций, стремиться к достижению “жэнь”, человек может лишь по искреннему желанию сердца, и определить, достиг он этого или нет, может также лишь он сам.
“Вэнь” - “культура”, “литература”. Благородный муж должен иметь богатую
внутреннюю культуру. Без духовной культуры человек не может стать
благородным, это нереально. Но в то же время Конфуций предостерегал от
чрезмерного увлечения “вэнь”: “Когда в человеке одерживают верх свойства
натуры, получается дикость, когда образованность - одна ученость.”
Конфуций понимал, что общество не может состоять из одних “жэнь” - оно
потеряет жизнеспособность, не будет развиваться, и, в конце концов,
регрессирует. Однако нереально и общество, включающее в себя одних
“вэнь” - прогресса не будет и в этом случае. По мнению Конфуция, человек должен сочетать в себе естественные страсти (т.е. природные качества) и
приобретенную ученость. Это дано не каждому и добиться этого может лишь
идеальная личность.