Развитие интеллектуального и информационного

РЫНКОВ

Как ни важно развитие технической базы информатизации, все же основные ее проблемы лежат в области социальных преобразований. И основополагающим среди них является развитие интеллек туального рынка. Это главный фактор информатизации, без которого все другие меры информационной перестройки в лучшем случае дадут лишь ограниченный эффект.

Первая особенность современного технологического переворота состоит в возникновении принципиально открытых технологических систем, открытых по отношению к сфере знаний. Таковыми являются информационно-вычислительные технологии. Созидательная мощь современных ИТ, их полезность напрямую зависят от уровня их открытости по отношению к национальному и мировому информа ционному (интеллектуальному) потенциалу. При подключении к мировым технологиям небольших среднеразвитых и даже отсталых стран (разумеется, если это подключение глубоко взвешенное и проработанное, с предварительно подготовленной местной социа льной средой) достигается поразительный эффект. Примером могут служить «неожиданные» прорывы, которые совершили в области электроники Малайзия, Южная Корея, Тайвань.

Вторая особенность современного переворота, тесно связанная с первой, — это превращение информации в обыкновенный товар, причем товар, становящийся самым массовым объектом купли-продажи. Информационный рынок по масштабам (обороту) и темпам роста в большинстве развитых стран далеко опередил рынок материальных продуктов и услуг. На первое место по своему экономическому значению выдвинулся рынок знаков, отодвинувший на задний план рынок вещей. В данном случае рынок знаков трактуется широко: это рынок закодированных в той или иной форме знаний, их материальных носителей и средств переработки и применения.

К рынку знаков относятся:

1) традиционная бумажная информация: книги, журналы, патен
ты, лицензии, ноу-хау, проектная документация, рецепты;

2) опытные образцы, имеющие информационное значение и лишь
в потенции экономическое значение: опытные партии товаров, обору
дования, препаратов, технологических комплексов;

3) современная машинная информатика: алгоритмы, модели,
программы — так называемая мягкая часть программно-технических
комплексов: видеофильмы, компьютерные игры, магнитные
звукофиксаторы и т.д.;

4) техника создания всей «знаковой продукции» и ее исполь
зования: компьютерная техника, интегральные схемы, традиционные
и современные средства связи, вся прочая техника конторского и
вообще интеллектуального труда, техника видео- и звукозаписи;

5) другие средства производства и использования знаковой про
дукции: бумага, магнитные ленты и диски, т.е. все, что можно
отнести к основным материалам;

6) вспомогательные материалы и оборудование, например мебель
для ВЦ, оргтехника и др.;

7) реклама и рынок зрелищ, оборот которого связан с внутренним
и международным туризмом (ведь туризм в основном связан с
информационными целями).

Но это далеко не все. Есть еще одна сторона, часть информа ционной индустрии, которая очень быстро развивается и стала очень внушительной по суммарному обороту. Это часть внутреннего информационного рынка, относящаяся к бытовой сфере, без которого нормальная по современным меркам жизнь становится невозможной.

Речь идет о широком классе платной информации, в частности коммерческих услуг: электронная почта, электронные газеты и журналы, дискуссии, симпозиумы, референдумы, услуги городских справочных бюро, включая сообщения о коммунальном сервисе, электронный телефонный справочник, сведения о вакантных рабочих местах, расписание движения транспорта, данные бюро по обмену и продаже квартир, заказы билетов на транспорт, распределение мест в гостиницах, кинотеатрах, проведение телеигр, предоставление учебно-воспитательной информации, дневник новостей, полезные советы (рецепты, моды, реклама, рекомендации врача), прогноз погоды и т.д. и. т.п. Мы вступаем в период «информационного половодья», которое нужно регулировать рыночным путем.

Известно, что товар как вещь, годная для потребления и обмена, явился исходным пунктом генезиса (происхождения, возникновения) капитала, а рынок выступил основой формирования индустриального общества. Точно так же интеллектуальный (информационный) товар выступает фактором формирования информационного общества с его информационным (интеллектуальным) рынком.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: