Тема 11. Содержание, принципы, формы и методы воспитания и образования аномальных детей

Содержание, принципы, формы и методы воспитания и образования аномальных детей. Содержание специального образования. Характеристика системы специального образования, специальных (коррекционных) школ. Принципы специального образования: общие педагогические принципы организации образования и специфические принципы специальной педагогики. Формы организации специального образования: индивидуальное обучение, классно-урочная система, индивидуально-групповая форма организации обучения. Методы воспитания и образования аномальных детей.

Тема 12. Девиантное (отклоняющееся) поведение детей как психолого-педагогическая проблема

Психолого-педагогическая сущность отклоняющегося поведения подростков. Причины возникновения девиантного поведения. Девиантное поведение – поведение не соответствующее социальным нормам и ожиданиям. Социально-педагогические причины отклоняющегося поведения школьников: особенности семейного воспитания, девиантные школьники из неформальных групп общения. Подходы к классификации отклоняющегося поведения несовершеннолетних (медицинская, педагогическая, социально-психологическая направленность и т.д.). Основные формы девиантного поведения. Девиантные подростки с акцентуациями темперамента и характера. Делинквент – субъект, чье отклоняющееся поведение в крайних проявлениях представляет собой уголовно наказуемые действия. Аддиктивное поведение – зависимое поведение. Педагогическая коррекция девиантного поведения подростков в учебно-воспитательном процессе. Педагогическая коррекция девиантного поведения подростков в учебно-воспитательном процессе. Социально – педагогическая направленность профилактической и коррекционно-педагогической работы с несовершеннолетними. Коррекция общения и семейных взаимоотношений подростков и родителей. Переориентация направленности группового общения подростков. Учитель как субъект коррекционно-педагогической деятельности.

Тема 13. Проблема компенсации функций как центральный вопрос специальной педагогики и психологии.Компенсаторные механизмы психики

Понятия коррекции и компенсации. Коррекция – система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении детей и подростков. Компенсация – восполнение или замещение функций, недоразвитых, нарушенных или утраченных вследствие дефектов развития, перенесенных заболеваний и травм. Социальная реабилитация и социальная адаптация. Трудности взаимодействия с социальной средой детей, имеющих недостатки в развитии. Адаптация как приспособление человека к окружающим условиям. Включение аномального ребенка в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду в соответствии с психофизическими возможностями.

Тема 14. Система социальной поддержки людей с ограниченными возможностями

Нормативно-правовая база коррекционно-педагогического процесса («Конвенция о правах ребенка», «Декларация о правах инвалидов», «Декларация о правах умственно отсталых лиц», «Федеральный закон об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)», «Всемирная Декларация ООН об обеспечении выживания, защиты и развития детей» и т. д.).

Система социальной поддержки людей с ограниченными возможностями. Система консультативно-диагностической, коррекционно-педагогической, реабилитационной работы. Психолого-педагогическая диагностика как важнейшее направление коррекционной педагогики и специальной психологии. Основные теоретико-методологические положения современной психодиагностики детей с нарушениями развития. Виды психолого-педагогической диагностики: скрининг-диагностика, дифференциальная диагностика, углубленное психолого-педагогическое изучение ребёнка с целью разработки индивидуально-коррекционной программы.

Деятельность психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) и психолого-медико-педагогических консилиумов (ПМПк). Цели и задачи ПМПК. Состав и организация деятельности ПМПК. Схема психолого-педагогического обследования ребёнка.

Медико-социально-педагогический патронаж. Система диагностических и реабилитационных центров, логопедической службы, служб раннего и надомного обучения. Современная система специальных образовательных услуг: система дошкольного образования детей с ограниченными возможностями, школьная система специального образования. Проблема интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии. Профориентация, система профессионального образования, профессиональной адаптации лиц с ограниченной трудоспособностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: