Виды дипломных работ

Выпускная квалификационная работа может представлять собой:

1) научно-исследовательскую разработку — научное исследование, включающее эмпирическое или теоретическое исследование;

2) обоснованный и апробированный проект коррекционной, тренинговой или диагностической методики (программу, методику психокоррекции, обучения, тренинга или методическую разработку измерительной, диагностической методики);

3) учебно-методическую разработку – проект учебно-методического комплекса учебной дисциплины, входящей в государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.

1.1.1. Теоретическим называется исследование, в котором кроме обзора и критического анализа литературы, имеются собственные предложения автора, направленные на решение поставленной проблемы. Это авторский вклад в метод решения проблемы, новое ее видение, оригинальная точка зрения.

Примерами научной новизны может служить самостоятельный сравнительный анализ различных научных концепций и подходов, новая классификация, систематизация, операционализации существующих психологических явлений, обоснованное введение в оборот нового определения или понятия, новой структуры описываемых явлений.

К исследованию теоретического типа предъявляются следующие требования: точность определения используемых понятий и логичность, непротиворечивость рассуждений.

1.1.2. В основу эмпирического, или опытного, исследования положены не литературные данные, не понятия, а реальные достоверные факты. Такое исследование обычно проводится с использованием определенных методов сбора и анализа фактов, поэтому, как правило, содержит в себе методическую часть.

Следует подчеркнуть, что эмпирическое исследование не предполагает создания искусственной, экспериментальной ситуации для выявления и сбора необходимых фактов. В работах подобного типа исследователь просто наблюдает, фиксирует, описывает, анализирует и делает выводы из того, что происходит в жизни без его личного вмешательства. В этом отличие эмпирического исследования от экспериментального. Если, например, исследователь ставит перед собой задачу исследовать процесс психологической подготовки сотрудников и далее просто констатирует то, как этот процесс происходит в естественных условиях, то такое исследование будет эмпирическим.

Эмпирическое исследование может быть описательным и объяснительным. В исследовании первого типа опытным путем добываются и описываются некоторые новые факты, касающиеся малоизученных объектов или явлений. Объяснительное эмпирическое исследование включает в себя не только сбор и анализ, но и объяснение полученных фактов. Такое объяснение содержит в себе выяснение причин и причинно-следственных зависимостей между фактами, при котором неизвестное объясняется через известное.

1.1.3. В экспериментальном исследовании выдвигаются и научно проверяются гипотезы и предположения, практически реализуются научные концепции, дающие существенный эффект. Эксперимент — наиболее сложный вид исследования, наиболее трудоемкий, но вместе с тем наиболее точный и полезный в познавательном плане.

Основными признаками любого экспериментального психологического исследования являются следующие:

1. Наличие проблемы, т.е. актуального и жизненно значимого вопроса, который требует решения и на который невозможно найти правильный ответ без проведения специального экспериментального научного исследования.

2. Наличие научной гипотезы — четко, логически непротиворечиво сформулированного предположения о том, как в принципе может быть разрешена проблема.

3. Наличие такого гипотетического решения данной проблемы, которое не является очевидным и требует доказательства или проверки.

4. Подготовка и проведение научного эксперимента, предназначенного для проверки этой гипотезы.

5. Сравнение экспериментально установленных результатов с данными, имеющимися до проведения исследования, с использованием достоверных и точных методов математической статистики.

1.1.4. В особую группу выделяются так называемые методические исследования. Их основная цель заключается в том, чтобы разработать, обосновать и проверить на практике по критериям валидности, надежности, точности и однозначности проект:

· новой психодиагностической методики;

· проект тренинговой (обучающей) программы;

· проект программы, корректирующей некоторое психическое свойство.

Если создаваемая методика тестового типа, то для нее помимо развернутого теоретического обоснования обязательно устанавливаются тестовые нормы, а также точно описываются и выверяются процедура, правила проведения, способы анализа и интерпретации получаемых данных. Если же создаваемая методика формирующего или корректирующего типа, то, во-первых, должно быть представлено ее развернутое теоретическое обоснование, во-вторых, дано подробное описание того, что и как с помощью этой методики формируется, в-третьих, указано, где, как и когда на практике эту методику можно применять.

1.1.5. Учебно-методическая разработка – проект учебно-методического комплекса учебной дисциплины, который, как правило, включает в себя: программу учебной дисциплины; учебно-методическое пособие и раздаточный материал (по темам в соответствии с программой учебной дисциплины); контрольные задания для проверки остаточных знаний; материалы к практическим занятиям (комплект проблемных, ситуационных заданий, сценариев игр и тренингов, кинофильмов, наглядных пособий, контрольных заданий и тестов для проверки уровня базовых знаний); список основной и дополнительной литературы, сведения о наличии литературы по дисциплине в библиотеке с указанием количества экземпляров. В отдельных случаях по согласованию с руководством института студент может разрабатывать не весь учебно-методический комплекс дисциплины, а его отдельные компоненты (например, учебно-методическое пособие, курс лекций, комплект наглядных пособий и обучающих программ для компьютерного применения и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: