2. Цель: Дать студентам представления и возможность получить знания о фармакокинетических и фармакодинамических особенностях снотворных, противопаркинсонических средств, принципах их применения, побочных и токсических эффектах.
3. Задачи обучения:
1. Рассмотреть особенности фармакотерапевтического действия снотворных средств.
2. Ознакомить студентов с возможностями фармакологического воздействия на ЦНС при синдроме Паркинсона.
3. Обратить внимание студентов на особенности свойств отдельных препаратов в сравнительном аспекте.
4. Основные вопросы темы:
1. Возможности фармакологического воздействия снотворными средствами при инсомнии.
2. Классификация снотворных средств.
3. Производные барбитуровой кислоты: механизм действия, фармакологические эффекты фенобарбитала. Показания к применению.
4. Побочные эффекты барбитуратов. Острое отравление барбитуратами, принципы лечения.
5. Снотворные средства бензодиазепинового ряда: механизм действия, фармакологические эффекты. Показания к применению
6. Побочные эффекты бензодиазепинов. Преимущества бензодиазепинов как снотворных средств перед барбитуратами.
7. Особенности снотворного действия производных циклопирролонов. Побочные эффекты, показания к применению.
8. Патогенез паркинсонических расстройств. Основные принципы коррекции экстрапирамидных расстройств.
9. Классификация противопаркинсонических средств
10. Механизмы действия дофаминергических средств. Показания к применению. Побочные эффекты.
11. Антихолинергические препараты и ингибиторы КОМТ. Механизмы действия. Применение. Побочные эффекты.
5. Методы обучения и проведения занятия: устное собеседование, выполнение тестовых заданий, решение ситуационных задач, выписывание рецептов, работа в малых группах, составление протокола практического занятия.
6. Литература:
На русском языке:
Основная:
1. Харкевич Д.А. Фармакология: Учебник. Москва. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2010.- 734 с.
2. Харкевич Д.А. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии, М.: Медицинское информационное агентство (МИА), 2004.-452с.
Дополнительная:
1. Аляутдин Р.Н. Фармакология. Учебник. Москва. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2011.-516 с.
2. Шайдаров М.З. и др. Основы фармакологии с рецептурой, учебник.- Астана. – 2011. – 352 с.
3. Гудман Г., Гилман Г. Клиническая фармакология по Гудману и Гилману. Перевод 10-го издания. М. «Практика». 2006 г. 1648 с.
4. Машковский М.Д. Лекарственные средства. М., 2010.- 1216 с.
5. Бертрам Г. Катцунг. Базисная и клиническая фармакология (перевод д.м.н., проф. Э.Э. Звартау.) - Санкт-Петербург, 2008.- 1043с...
6. Клиническая фармакология /Под ред. В.Г.Кукеса/- М.: Изд-во ММА, 2009.-760с.
7. Яковлев В.П., Яковлев С.В. Рациональная антимикробная фармакотерапия (руководство для практических врачей). М.:Литтерра. 2003.-1002 с.
На казахском языке:
Основная:
1.Харкевич Д.А. Фармакология: Учебник. Перевод на каз. язык. 2009.- 451 с.
На английском языке:
Основная:
1. PadmajaUdaukumar. Textbook of Medical Pharmacology. New Dehi, 2009, Second Edition, 558 p.
2. Rang H.P., Dale M.M. Pharmacology.-Edinburgh. 2012, 830 p.
7. Контроль: устный опрос, контрольный билет (выписывание рецептов, алгоритм, определить препарат по фармакологическим характеристикам), составление протокола практического занятия.
Препараты для выписывания рецептов:
1. Феназепам – Phenazepamum (таб. по 0,0005 №20),
2. Фенобарбитал – Phenobarbitalum (0,2% р-р во флак. по 100 мл)
3. Зопиклон – Zopiclonum (таб. по 0,0075 №5)
4. Доксиламин – Doxylaminum (таб. по 0,015 №20)
5. Циклодол – Cyclodolum (таб. по 0, 001и 0,005 №50)
6. Бромокриптин – Bromocriptinum (таб. по 0,0025 №10).
Дать характеристику препаратам:
Нитразепам, Доксиламин (донормил), Зопиклон (имован), Мидантан, Селегелин.
Протокол практического занятия:
Группы | Производные барбитуровой кислоты | Производные бензодиазепина | Циклопирролоны |
Классификация по МНПН | |||
Механизм действия | |||
Фармакологические эффекты | |||
Показания к применению | |||
Побочные эффекты | |||
Противопоказания и отравление |