Тема 6. Научное познание (2 часа)

1. Понятие науки. Специфика научного познания. Критерии научности.

2. Философское осмысление проблем развития науки (К. Поппер, Т.Кун).

3. Структура научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

4. Методы и формы научного познания.

5. Наука и техника. Проблемы внедрения научных достижений в техносфере.

Опорные понятия темы

Наука, философия науки, эпистемология, методология, методология науки, рациональность, научная рациональность эмпирический факт, эпистемология, методология, методология науки, рациональность, научная рациональность теория, гипотеза, интуиция, сциентизм, антисциентизм, научная революция, парадигма.

Статьи для обсуждения

1. Е.Д. Смирнова - О чем говорят парадоксы: их роль в познавательной деятельности //Вопросы философии, 2010, № 6. С.55-67.

2. Е.Н. Князева, Е.С. Куркина - Мыслитель эпохи междисциплинарности //Вопросы философии, 2009, №9. С.116-132.

3. Э. Агацци - Почему у науки есть этические измерения?//Вопросы философии, 2009, № 10. С.97-105.

Вопросы для обсуждения

- Что отражают научные теории, сменяющие друг друга, если предмет их остается неизменным?

- В чем сущность эмпирических методов? В чем их сила и в чем недостаточность, ограниченность?

- Что такое теоретическое мышление? Каково взаимоотношение эмпирии и теории?

- «Лучше рассекать природу на части, чем отвлекаться от нее»(Ф.Бэкон). Какие логические операции противопоставляются здесь друг другу?

- Каковы специфические преимущества метода моделирования по сравнению с прямым экспериментальным изучением объектов?

-Какова природа современного научного знания? Как в условиях современной культуры трансформировались смысл и содержание универсальных критериев научности?

Литература

1. Степин В.С. Философия науки: общие проблемы. М.: Гардарики, 2006.

2. Лешкевич Т.Г. Философия науки. Традиции и новации. М.: Приор, 2001

3. Современная картина мира. Формирование новой парадигмы. М.: Новый век,2001.

4. Философия науки: общий курс (под ред. С.А. Лебедева). – М.: Академический проект, 2004.10.

5. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. – М.: УРСС, 2002.

6. Кун Т. Структура научных революций. – М.: Прогресс, 1977.

7. Поппер К.Р. Логика научного исследования. – М.: Республика, 2004.

8. Горелов А.А. Концепция современного естествознания. Учебное пособие для вузов. 4-е изд., стер. - Москва: Академия, 2008. - 496 с.

9. Ленк Х. Размышления о современной технике Пер. с нем. под ред. Степина В.С. - Москва: Аспект Пресс, 1996. - 183 с.

10. Марков Б.В. Философия Учебник для вузов. - Санкт-Петербург: Питер, 2011. - 432 с.: ил.

11. Мейдер В.А. Концепции современного естествознания Учебно-методический комплекс. - Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2008. - 516 с.

12. Современная философия науки: Знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. Хрестоматия. - 2-е изд., перераб. и доп. / Сост.: Печенкин А.А. -Москва: Логос, 1996.- 397 с.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: