Высокий уровень усвоения («отлично»): студент свободно владеет теоретическим материалом, знает основные философские категории, проявляет не только знания, но и самостоятельность, интерес, творчески подходит к решению задач. Может излагать ответ последовательно, аргументировано, демонстрирует самостоятельность мышления.
Средний уровень усвоения («хорошо».): студент в ответе правильно воспроизводит основной теоретический материал, раскрывает его связи и зависимости, демонстрирует свое умение творчески использовать приобретенные знания, но недостаточно самостоятелен в учебной работе.
Минимальный уровень усвоения («удовлетворительно»): студент правильно воспроизводит основные вопросы курса, но затрудняется в установлении связей и зависимостей, его знания по главным разделам дисциплины недостаточно обобщены и систематизированы, опирается, в основном на механическое запоминание и репродуктивное воспроизводство знаний. Допускает неточности недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности в изложении программного материала.
КУРС
1. Предмет и функции философии.
2. Мировоззрение и его структура. Факторы формирования мировоззрения.
3. Особенности мифологического мировоззрения.
4. Структура философского знания. Философия и наука.
5. Религиозное мировоззрение и его особенности. Функции религии.
6. Первобытные, национальные и мировые религии.
7. Философское мировоззрение, его особенности. Исторические типы философского мировоззрения.
8. Философия и наука, их сходство и различие. Основные темы философских размышлений.
9. Основной вопрос философии и две его стороны.
10. Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика.
11. Особенности метафизики как метода познания. Варианты метафизики.
12. Исторические формы диалектики. Законы диалектики.
13. Основные философские категории: сущность и явление, содержание и форма, система, элемент, структура; случайность и необходимость, причина и следствие.
14. Бытие как философская проблема. Формы бытия и их особенности.
15. Концепции материи в истории философии. Этапы формирования философских представлений о материи.
16. Материя как философское понятие и его методологическое значение. Уровни структурной организации материи.
17. Движение как способ существования материи. Покой.
18. Формы и типы движения материи.
19. Пространство и время как способ существования материи. Субстанциональная и реляционные концепции.
20. Теория познания и ее основные проблемы. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.
21. Объект и субъект познания. Проблема истины в философии. Диалектика абсолютной и относительной истины.
22. Чувственное и рациональное познание и их основные формы.
23. Социальная философия как наука, её предмет и функции.
24. Основные парадигмы философской мысли.
25. Общество как система. Отличия общественной системы от природных систем.
26. Основные сферы общественной системы.
27. Законы развития природы и законы развития общества. Их сходство и различия.
28. Деятельность как основа существования общества. Атрибуты деятельности.
29. Потребности и мотивы деятельности. Классификация потребностей.
30. Уровни общественного сознания, их специфика.
31. Религиозное сознание, его особенности.
32. Духовная жизнь общества. Мораль и право, их сходство и различия.
33. Мораль как общественный регулятор. Свойства морали.
34. Человек как философская проблема.
35. Проблема свободы в философии.
36. Социальное и биологическое в развитии человека. Социологизаторские и биологизаторские концепции.
37. Понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность» - их сходство и различия.
38. Социализация. Социальная среда и её роль в развитии личности. Качества личностно-зрелого человека.
39. Личность, её сущность и структура.
40. Природа как философская категория. Этапы развития философский представлений о природе.
41. Современная экологическая ситуация. Причины экологического кризиса.
42. Глобальные проблемы современности, их критерии.
43. Природа как философская проблема. Философские концепции взаимодействие природы и общества.
Тематический лекционного план курса
№ | Наименование тем и разделов | |
1 курс | ||
1. | Мировоззрение, его структура. Исторические типы мировоззрения. | |
2. | Предмет и функции философии. Место и роль философии в обществе. Основные этапы развития философии. | |
Философская концепция мира и её основная проблематика. Движение. Время и пространство. | ||
Диалектика и её альтернативы. | ||
Теория познания. | ||
Методы и формы научного познания. | ||
Проблема сознания в философии. | ||
Социальная философия как наука – её генезис, предмет, функции. | ||
Общество как система и полиструктурное образование. | ||
Деятельность как способ бытия общества. | ||
Философия истории: концептуальные модели. | ||
Взаимодействие природы и общества. | ||
Человек как философская проблема | ||
Духовная подсистема общества: уровни и формы общественного сознания. |